Журналисты "Комсомольской правды" отыскали секретного свидетеля, который утверждает, что малайзийский Boeing, выполнявший рейс MH-17, был сбит украинским штурмовиком Су-25. Издание настаивает на том, что 17 июля в районе боевых действий были сбиты два украинских военных самолета, а пилот третьего "от испуга" выстрелил ракетой воздух-воздух по пассажирскому лайнеру.
Отметим, ценный свидетель мог бы получить вознаграждение в размере 30 млн долларов, если бы обратился в частное немецкое детективное агентство, которое ведет расследование крушения MH-17 по заказу анонимного клиента. Награда за сведения, которые могли бы пролить свет на обстоятельства крушения лайнера, была объявлена в сентябре.
Газета не называет подлинное имя свидетеля, его лицо не показано, а голос в видеозаписи интервью изменен. Этот человек утверждает, что в тот день, когда над Донецкой областью был сбит гражданский самолет, он находился на авиабазе в поселке Авиаторское неподалеку от Днепропетровска, мог видеть, с каким вооружением вылетают и возвращаются военные самолеты, и слышать комментарии летчиков.
По его словам, ракетами воздух-воздух были оснащены два самолета. Ранее боеприпас был списан в связи с выработкой ресурса, однако "по срочной команде" ресурс был продлен. "Нет, перепутать не мог. Они (ракеты. - Прим. NEWSru.ru) различаются размерами, оперением, окраской. С головкой наведения. Опознать ее очень легко. В общем, по истечении небольшого времени вернулся только один самолет, два были сбиты. Где-то на востоке Украины, мне так сказали. Вернулся один самолет, на котором были подвешены эти ракеты. Без ракет. Летчик был очень напуган", - рассказал он.
Секретный свидетель сказал имя человека, который, по его сведениям, cбил Boeing
Секретный свидетель полагает, что человеком, сбившим пассажирский самолет, был капитан Владислав Волошин из Николаева. "Зная немножко этого летчика... (вполне возможно, когда сбили два этих самолета у него на глазах), у него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в Boeing. Может, он принял его за какой-то иной боевой самолет", - рассказал свидетель в интервью.
"Фраза была им сказана, когда его из самолета вывели: "Самолет не тот". И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же Волошину: "Что там с самолетом?" На что тот ответил: "Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте", - говорит собеседник "КП".
Мужчина, который, как утверждается, находился 17 июля на днепропетровской авиабазе, настаивает на том, что официальные заявления Киева по поводу отсутствия боевых вылетов в этот день являются ложными, по его словам, военные самолеты вылетали на задания ежедневно, в том числе во время перемирия. Также он рассказал, что украинская авиация применяла объемно-детонирующие и кассетные бомбы.
Приехать в Россию и пообщаться с журналистами он решил якобы потому, что на Украине "все запуганы СБУ и Нацгвардией", "людей могут избить за любое неосторожное слово, посадить по любому ничтожному подозрению в симпатиях к России или к ополченцам", а он "изначально был против" АТО и не согласен с политикой украинского государства. Представляться настоящим именем и открывать свое лицо он отказался из опасений за оставшихся на Украине родственников.
В министерстве обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики с удовлетворением прокомментировали заявления секретного свидетеля "КП". "Все разумные и неангажированные люди с самого начала придерживались мнения о том, что сбит Boeing был именно украинским самолетом", - цитирует РИА "Новости".
"Свидетель, которого нашли журналисты, лишь подтвердил некоторые детали происшествия. Надеемся, что нынешний свидетель сможет выступить на суде над виновниками трагедии", - добавили в ведомстве.
В Минобороны ДНР назвали очень важным обстоятельством то, что в интервью прозвучала фамилия пилота, сбившего лайнер. "Теперь мы знаем исполнителя, а это очень важно для привлечения виновных к ответственности", - говорится в комментарии.
Доказательства, попавшие в распоряжение газеты, изучат в Следственном комитете
Главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин в эфире "России 24" заявил, что располагает доказательствами правдивости слов свидетеля. "Мы записывали беседу на видео, она была выложена сегодня ночью на сайте "Комсомольской правды", любой желающий может ее посмотреть. Единственное, мы вынуждены были заштриховать нашего героя, потому что у него остались там родные и близкие, и, конечно, он очень переживает, это был ключевой момент наших переговоров, чтобы мы его как-то зашифровали. Мы тоже обеспокоены его безопасностью, поэтому я не хотел бы говорить об этом подробно. Мы знаем трудовую биографию человека, но кто он, говорить не будем", - сообщил он.
Сунгоркин также отказался говорить о том, какими доказательствами располагает газета. "Мы хотим, чтобы этим занялись профессионалы, следователи, кому положено, зная меру того, что можно раскрывать, чего нельзя раскрывать", - добавил он.
Отметим, профессионалы уже изъявили намерение подробно изучить показания анонимного свидетеля. На сайте СК сообщается, что следователи пообщались с главным редактором и журналистами "Комсомольской правды", которые беседовали с украинским военнослужащим в редакции, и получили координаты украинского гражданина.
"Следователи уже установили с ним контакт, и в ближайшее время мы сможем допросить его в качестве свидетеля в рамках расследования уголовного дела о применении запрещенных средств и методов ведения войны на юго-востоке Украины. Следователи планируют получить от него сведения, касающиеся предмета расследования, а также обстоятельств крушения "Боинга-777", озвученных им в интервью изданию, с целью проверки их достоверности и объективности", - говорится на сайте Следственного комитета.
Ранее официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что "информация следствию очень интересна, поскольку в Следственном комитете Российской Федерации расследуется уголовное дело о применении запрещенных средств и методов ведения войны", - говорится в комментарии на сайте ведомства.
Голландские журналисты изучили снимки ракетного шлейфа
Однако не стоит забывать и о другой версии, согласно которой пассажирский борт якобы сбили сепаратисты зенитно-ракетным комплексом "Бук", который они могли получить из России. Эта версия также получила определенные подтверждения.
Западные СМИ продолжают изучать фото- и видеоматериалы, которые могут пролить свет на дело о крушении MH-17. Так, нидерландский телеканал RTL Nieuws проанализировал три фотографии, на которых виден вертикальный реактивный след и черный шлейф дыма, предположительно, от зенитной ракеты.
Аналогичные фотографии уже публиковались ранее, однако теперь, как утверждается, экспертам было предложено оценить оригиналы с более высоким разрешением, нежели было доступно ранее. Специалисты из Fox-IT, компании, специализирующейся на борьбе с киберпреступностью, и Голландского института цифровой фотографии, признали изображения подлинными и не подвергавшимися какой-либо обработке.
Два снимка были сделаны с разным масштабом и промежутком в 10 секунд через несколько минут после того, как с связь с пассажирским самолетом была потеряна. На них изображен один и тот же восходящий с земли шлейф черного дыма, который меняет цвет на серый, а затем на белый. Военные эксперты, которым журналисты показали фото, предположили, что это след зенитной ракеты. Третья фотография, сделанная, очевидно, с другого ракурса, также показывает шлейф густого черного дыма.
Для того, чтобы определить, откуда сделаны фотографии, RTL Nieuws обратился к специалистам нидерландской службы геомагнитного наблюдения Земли. Эксперты, обладающие большим опытом в интерпретации спутниковых снимков, особенно в сельских районах, изучили доступные спутниковые карты и обратили внимание: спустя несколько дней после катастрофы угол пшеничного поля потемнел. Это, как утверждается, стало следствием пожара, вызванного запуском ракеты земля-воздух.
Телеканал напоминает, что специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, был ли рейс MH-17 сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук". "Кто выпустил ракету? Подозреваемый, по всей видимости, находился на территории, находившийся в руках пророссийских мятежников. Линия фронта находилась в 10 километрах далее. Расчеты показывают, что пассажирской самолет мог быть поражен ЗРК "Бук". Фотографии, оказавшиеся в распоряжении RTL, являются частью расследования катастрофы", - говорится в репортаже.
Катастрофа Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, произошла 17 июля на Донбассе примерно в 16:20 по местному времени. Предположительно, самолет был сбит на высоте более 9000 метров. Все пассажиры и члены экипажа - 298 человек - погибли. Работа следователей была затруднена из-за того, что место падения находилось в зоне антитеррористической операции, место падения обломков контролировали сепаратисты Донецкой народной республики.
Первый - предварительный - доклад Совета по безопасности Нидерландов по расследованию причин катастрофы был опубликован в начале сентября. В документе не было приведено конкретных выводов о том, почему лайнер развалился в воздухе.