Федеральная пассажирская компания ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) собирается перейти от закупки наиболее популярных у пассажиров плацкартных вагонов к двухэтажным купе, причем количество мест в плацкарте в течение шести лет сократиться вдвое
© РИА Новости / Евгений Биятов
Федеральная пассажирская компания ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) собирается перейти от закупки наиболее популярных у пассажиров плацкартных вагонов к двухэтажным купе, причем количество мест в плацкарте в течение шести лет сократиться вдвое В настоящее время субсидий хватает только на операционные расходы, но не покупку новых вагонов. Последние годы ФПК сокращал закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона (из них 167 плацкартных), а в этом собирается купить 295
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Федеральная пассажирская компания ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) собирается перейти от закупки наиболее популярных у пассажиров плацкартных вагонов к двухэтажным купе, причем количество мест в плацкарте в течение шести лет сократиться вдвое
© РИА Новости / Евгений Биятов
 
 
 
В настоящее время субсидий хватает только на операционные расходы, но не покупку новых вагонов. Последние годы ФПК сокращал закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона (из них 167 плацкартных), а в этом собирается купить 295
Moscow-Live.ru
 
 
 
Михаил Акулов
fpc.ru

Федеральная пассажирская компания ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) собирается перейти от закупки наиболее популярных у пассажиров плацкартных вагонов к двухэтажным купе, причем количество мест в плацкарте в течение шести лет сократится вдвое, сообщает газета "Коммерсант", ссылаясь на собственные источники. По данным издания, информацию подтвердил Михаил Акулов, глава "Федеральной пассажирской компании" (ФПК - дочерняя компания РЖД по перевозке пассажиров в дальнем следовании). Он уточнил, что компания обратилась в Министерство промышленности и торговли с просьбой отнести двухэтажные вагоны к регулируемому сегменту и сменить субсидирование перевозок в плацкартных вагонах на господдержку двухэтажных.

Как указывает издание, для компании смена субсидирования может стать выгодной операцией. В настоящее время субсидий хватает только на операционные расходы, но не покупку новых вагонов. Последние годы ФПК сокращал закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона (из них 167 плацкартных), а в этом собирается купить 295 (38 плацкартных), указывает "Коммерсант". Но старый парк выбывает быстрее: в этом году ФПК спишет 903 плацкартных вагона, а до 2020 года - 4,7 тысяч вагонов.

Обновление парка неизбежно и пойдет быстрее с августа: в этом месяце вступит в силу новый технический регламент Таможенного союза, который ограничит возможности по продлению срока жизни старых вагонов, отмечает "Ведомости". В связи с этим вагоны с большим "пробегом" могут и не выйти на рельсы. В РЖД обеспокоились вопросом закупки новых вагонов заранее. При этом при переходе на двухэтажные составы, возможно, будут изменены принципы субсидирования, чтобы получаемых финансов хватило на обновление парка.

По словам главы департамента транспортного и специального машиностроения Александра Морозова, двухэтажные вагоны считаются более эффективными, их использование снижает издержки до 30%. Этот факт не менее важен для РЖД - компании предрекают убытки в 80 млрд рублей по итогам 2014 года.

Отметим, что о желании отказаться от плацкарта глава ОАО РЖД Владимир Якунин говорил еще прошлой осенью, альтернативой ему он называл как раз двухэтажные поезда. Тогда же был запущен первый такой поезд между Москвой и Адлером, стоимость проезда в нем была на 30% ниже купе (минимальная цена - 3,2 тысячи руб.). Однако такие тарифы действовали только до 16 апреля 2014 года, а затем были повышены из-за роста спроса в летний период.

Купе могут нанести удар по кошельку россиян и по их безопасности

Сейчас у российских путешественников плацкарт наиболее популярен: в 2013 году на него пришлось 70% пассажирских поездок. Такую привязанность к общим вагонам можно объяснить как стремлением добраться до пункта назначения за меньшую стоимость (билеты в вагоны купе или класса "люкс" существенно дороже), так и стремлением к безопасности.

Конечно, клиентам РЖД не чужда любовь к комфорту. Пассажиры, успевшие оценить двухэтажный поезд, обращали внимание на кондиционирование, розетки и точки доступа wi-fi. К недостаткам относили отсутствие багажных полок, маленькие емкости с кипятком. Кроме того, многие удивлялись, что проводников, несмотря на увеличение количества пассажиров, по-прежнему осталось двое. При этом некоторые пассажиры подчеркивают: готовы обойтись и без бесплатного интернета, чтобы доехать дешевле.

По оценке ФПК, билеты в "двухэтажки" будут дороже плацкартных мест примерно на 20-30%, уточняет "Коммерсант". При этом, если сейчас приобрести в летний сезон доступный билет в плацкартный вагон довольно проблематично, то дальше сэкономить будет еще сложнее: к 2020 году количество плацкартных вагонов должно сократится вдвое.

Следует отметить, что некоторые часто выбирают путешествие в плацкартном вагоне, а не в купе, поскольку опасаются оставаться со случайными попутчиками в закрытом пространстве. Такие опасения подогревают и многочисленные интернет-форумы, на которых пользователям сообщают, что в купейных вагонах чаще случаются кражи и изнасилования, поскольку, в отличие от плацкарта, тут нет свидетелей. Кроме того, судя по записям в блогах, многие пассажиры обеспокоены, не станет ли поездка на "высоком" поезде опаснее, чем на обычном. На это в РЖД неоднократно заявляли, что высота вагона увеличилась лишь на 90 сантиметров и новшество прошло испытания на соответствие нормам безопасности.

По данным РЖД, скорость новых поездов из-за изменения габаритов не станет меньше, а даже увеличится (двухэтажный вагон можно разогнать до 160 километров в час). Отметим, что как раз скорость движения поездов вызывала больше всего нареканий у пассажиров. Даже вице-премьер Аркадий Дворкович в начале года сетовал, что "легче взять рюкзак на плечи и дойти до Владивостока пешком", напоминает "Ведомости".