Национальная родительская ассоциация поддержала новые образовательные стандарты, которые разрабатывает Минобрнауки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - это документ, в котором прописаны нормативы процесса обучения.
По мнению руководства ассоциации, такие стандарты укрепляют единое образовательное пространство России и дают четкое понимание того, что именно, по каким учебникам и в каком классе должны изучать школьники.
"Мы уже много лет говорим о том, что необходимо укрепить единство образовательного пространства. То есть чтобы ребенок и мы, родители, имели четкое представление о том, что в каком классе будет изучаться и по каким, в том числе, учебникам", - заявил РИА "Новости" ответственный секретарь родительской ассоциации Алексей Гусев, отметив, что теперь родители смогут заранее знать, какой минимум базовых знаний должен иметь ребенок по окончании каждого класса.
"Мы немножко в недоумении в связи с тем, что профессиональное сообщество так настроено против того, что предложило Минобрнауки", - сказал Гусев, подчеркнув, что стандарты не предполагают свести все образование к примитивному набору требований, а сохраняют свободу выбора того, что изучать с учащимися помимо стандарта.
Напомним, 19 марта объединение учителей литературы "Гильдия словесников" в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников. В Минобрнауки, в свою очередь, заявили, что рассматриваемый проект обеспечит единое образовательное пространство, позволяя учащимся беспрепятственно продолжать свое обучение на любом этапе в любой школе России. 21 марта совет Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) все же рекомендовал доработать проект единого стандарта.
Действующие ныне стандарты обучения были внедрены в России в 2010 году и почти сразу начали вызывать вопросы и у преподавателей, и у родителей учеников. Документы эти слишком вольные и свободные и дают лишь общие установки, а что и в какой последовательности изучать, решает сама школа, напоминает "Комсомольская правда". Такой подход привел к тому, что знания школьников из одной школы не совпадают с тем, что изучают учащиеся того же класса в другой школе.
Заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ профессор Юрий Вяземский в интервью "КП" заявил, что школы должны давать единый базовый уровень знаний, чтобы сформировать единое образовательное пространство во всей стране.
"Обновление ФГОС необходимо, и необходимо срочно. Проблема в том, что у нас в стране нет единого образовательного пространства. В одних школах преподают так, в других эдак. Я однажды заглянул к коллегам на экзамен по русской литературе. И там была девушка, она ничего не знала про "Войну и мир" Льва Толстого. Ни на один вопрос не смогла ответить. Но когда я поговорил с ней после экзамена, оказалось, что она очень хорошо знает Серебряный век: увлекается Велимиром Хлебниковым, цитирует Ходасевича. И таких примеров тысячи, когда образование у наших детей с какими-то дикими лакунами", - отметил профессор.
Над новым ФГОС трудилось около 300 специалистов, в том числе эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета. Учитывалось и мнение самих школьников, которым предстоит осваивать предусмотренные стандартом знания.
Как объяснила министр образования страны Ольга Васильева 21 марта на заседании совета ведомства по федеральным государственным образовательным стандартам, обновление ФГОС нацелено не на структурные изменения, а на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету.
"У нас есть поручение президента о создании единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает три вещи: стандарты, учебники и экспертизы учебников, и это все взаимосвязано. Подчеркну, что добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие", - заявила Васильева.
Однако один из главных аргументов против нового стандарта - он якобы ограничивает свободу учителя. Отвечая на эти опасения, профессор Вяземский заявил, что "преподаватель должен заложить основу, а потом уже углубляться в интересные ему детали". "У школьников должен быть некий базовый уровень. Они просто должны это знать", - заключил он.
Как напоминает "КП", содержание рассматриваемого ФГОС рассчитано примерно на две трети учебного времени. Оставшаяся треть остается на усмотрение учителя.
По итогам голосования членов совета проект ФГОС начального общего образования большинством голосов принят без изменений. Проект ФГОС основного общего образования будет доработан с последующим повторным рассмотрением, при этом ни один член совета не проголосовал за отклонение его принятия. Предложения по доработке проекта ФГОС основного общего образования будут внесены до 28 марта.