С выступлением "Наших", стянувших в середине мая в столицу 60 000 человек, в российскую политическую историю вошла новая технология массовых акций. Выступление обошлось примерно в 1,2-1,5 млн долларов. Оппозиция опасается, что инструмент "затачивают" в преддверии будущих парламентских и президентских выборов, пишут "Ведомости".
Активисты движения "Наши" вывели на столичные улицы 60 000 человек. Ради этого почти на целый день было парализовано движение автотранспорта на юге Москвы. Участники акции прошли от площади Гагарина до середины Ленинского проспекта, где принесли присягу верности Родине и приняли импровизированную эстафету у ветеранов войны.
Акция готовилась несколько месяцев, заявил пресс-секретарь "Наших" Иван Мостович. Лидер движения Василий Якеменко и четыре федеральных комиссара встречались со всеми региональными комиссарами. "Технические директора", отвечающие за города, инструктировали по 10-20 активистов, которые обеспечивали сбор. Например, в Москве каждый из них должен был привести на "Нашу победу" не меньше 40 человек, говорит комиссар Алексей, студент Бауманского университета. Всего была задействована 1000 комиссаров.
"Нашисты" расходятся в показаниях о том, платили ли участникам акции за приезд. Комиссар московской группы Георгий говорит, что все "работали за идеологию". А по словам Елены из Нижнего Новгорода, которая привезла в столицу 46 человек, старшие товарищи вручили ей после акции 2000 руб. Петербургский комиссар Андрей убеждает, что актив "Наших" не получает зарплаты, зато на неделю выдают телефонные карточки на 150 руб. С осени, говорит он, обещали платить по 6000 руб. в месяц и организовать бесплатные курсы ораторского мастерства и "по основам манипуляции сознанием". "Это как комсомол с дополнительной стимуляцией: обещают образование по специальности "управление" с карьерным продвижением", - шутит политолог Алексей Макаркин.
Москвичей в акции было примерно 7000 человек, остальные приехали из регионов, говорит член московской инициативной группы Георгий. Для них задействовали более 1500 автобусов и семь поездов, сказал Мостович. "Везли даже на маршрутках с немосковскими номерами", - добавляет активист Андрей Сонин.
Столичные милиционеры ради акции "Наших" превзошли сами себя. До вечера оцепление на Ленинском проспекте держали около 3000 человек - два батальона внутренних войск и специальная группа усиления милиции и патрульно-постовой службы Южного и Западного округов. Все пересекающие Ленинский проспект улицы перекрыли "ЗИЛы-131" и "Уралы", предоставленные внутренними войсками. Эти же машины выставили вдоль движения колонны. На асфальт была нанесена специальная разметка для идущих.
Организаторы акции отрицают, что привлекали административный ресурс, в том числе для обеспечения перевозки. Мостович сказал, что "за транспорт отвечали регионы", но отказался уточнить, на каких условиях предоставляли машины. Представитель Минтранса подтверждает, что его ведомство в этом никак не участвовало. Такой же ответ дали в Департаменте транспорта и связи правительства Москвы. "Не обращались" с просьбами о помощи и в "Мосгортранс", сообщил представитель компании Андрей Митрофанов.
"Наши" скопировали сетевую структуру украинской "Поры". "Мобильная группа координировала работу накануне (акции): 100-200 человек, рассредоточенных по пяти городам, где в каждом было по три проверенных человека", - объясняет технологию член правления "Поры" Татьяна Бойко. До оранжевой революции таким образом удавалось собирать по 20 000 человек, утверждает она. Если сравнить численность российской и украинской молодежи, 60 000 для России - "невнушительное количество", замечает директор украинского Института национальной стратегии Виктор Бондаренко.
Наблюдатели считают, что успех акции был обеспечен не сетевой структурой "Наших" или обильным финансированием, а поддержкой со стороны общеобразовательных заведений. "Не случайно на учредительном съезде движения присутствовал министр образования Андрей Фурсенко", - напоминает представитель СПС Денис Терехов. По его сведениям, и школы, и вузы организованно поставляли участников акции "Наших". "Чтобы получить хорошую оценку или избавиться от хвостов, молодежь и поехала в Москву", - считает секретарь по информационно-аналитической и выборной работе КПРФ Олег Куликов. Сам Фурсенко считает "правильными" лозунги движения "в части создания продвинутого общества", но ни он, ни сотрудники министерства "никаких указаний или усилий (для организации акции) не прилагали: это было бы неправильно".
На одном из интернет-форумов акцию "Наших" рекламировали как "бесплатную экскурсию в Москву". Автор сообщения, представившийся Никитой из Санкт-Петербурга, указывал, что ее финансируют "правительство Москвы и Российский студенческий профессиональный союз", а охранять автобусы демонстрантов и колонну будут "машины ГИБДД с мигалками" - около 2000-3000 человек. "Ведомостям" Никита сказал, что сам в акции не участвовал, а пояснить, откуда получил сведения о ее подготовке, отказался.
Но и без денежных выплат участникам провести подобную акцию недешево. Кроме оплаты автобусов и билетов на поезд, организаторам надо было купить 60 000 футболок - "Наши" были одеты в фирменные белые и красные футболки с текстом российского гимна. Они несли около 10 000 красных флагов с белыми косыми крестами.
Изготовление такой партии белых футболок с доставкой и с учетом скидок стоит чуть больше 3,2 млн руб. (115 000 долларов), подсчитала исполнительный директор рекламного агентства "3PRO" Наталья Погодина. При оптовой закупке флагов 10 000 штук могут стоить 700 000 руб. (25 000 долларов), сказал представитель компании "Флаги мирового класса". На флагах, говорит источник в активе "Наших", "сэкономили". Но при любой экономии на "амуницию" ушло больше 200 000 долларов, говорит со ссылкой на собственный опыт руководитель пиар-службы предвыборного штаба одной из политических партий.
Расходы на питание могли, по разным подсчетам, составить 5-10 долларов на человека. По словам Никиты Белякова из Питера, участникам акции давали сухой паек: сочник, фрукты, сок или минеральную воду, пачку печенья, пирожки.
Самая расходная статья - транспорт. По подсчетам частной предпринимательницы из Петербурга Елены Ивлиевой, в мае арендовать на сутки автобус с пробегом до Москвы и обратно стоит 500-1000 евро (600 000-1,2 млн на 1500 автобусов долларов). Правда, после праздников, считает бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин, "большинство компаний могли предоставить транспорт по минимальной цене".
Акция стоила "не менее 1,5 млн долларов", резюмирует Терехов из СПС.
Спонсоров "Нашей победы" организаторы скрывают. По словам Мостовича, не обошлось "без помощи крупного отечественного бизнеса". Один из столичных политологов уверяет, что финансирование шло, в том числе, через Ассоциацию менеджеров России. Ее возглавляет губернатор Тверской области и бывший топ-менеджер "Норникеля" Дмитрий Зеленин, который принимал участие в учредительном съезде "Наших".
"Ничего о финансировании (акции) Дмитрию Вадимовичу не известно", - отрезал пресс-секретарь Зеленина Игорь Гмыза. От дальнейших комментариев он отказался. По словам исполнительного директора ассоциации Сергея Литовченко, "отдельные члены нашей ассоциации могли заниматься благотворительностью (и финансировать "Наших"), но нам об этом не известно".
Лидер "Наших" Якеменко обещает за год набрать 10 000 федеральных комиссаров, а через три года довести их количество до 100 000. "Но численность и (хорошая) структура - еще не залог успеха, - замечает Бондаренко. - Если собирать молодежь не на праздник Победы, а на политическую акцию, нет гарантий, что они не перестанут подчиняться комиссарам, а то и просто не придут". Привести молодежь на торжества в честь 60-летия Победы легче, чем "для защиты суверенитета" или других целей, которые прописаны в манифесте "Наших", признает источник в организации.
Многолюдные акции - "порядка 1 млн человек" - могут понадобиться на парламентских и президентских выборах 2007-2008 гг., чтобы в случае массовых протестов из-за фальсификации итогов "заблокировать площади и другие ключевые объекты", опасается лидер партии "Патриоты России" Геннадий Семигин. Для этой цели, по его мнению, и тренируют "Hаших". Но у этой организации нет единой идеи, чтобы "удержать молодежь на улице": "Пора" или грузинская "Кхмара" выдвигали лозунги: "Жить как в Европе", напоминает Макаркин.