Государственной комиссии по установлению причин катастроф самолетов Ту-134 и Ту-154 под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитин представила рекомендации для повышения уровня авиационной безопасности, сообщили в пресс-службе Минтранса.
Минтрансу и МВД России рекомендовано в кратчайшие сроки ввести обязательное проведение психологического тестирования пассажиров ("профайлинга") и их личного досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ.
Входы в здания аэровокзалов аэропортов рекомендуется оборудовать пунктами досмотра, оснащенными досмотровой техникой для осуществления контроля пассажиров, провожающих лиц и посетителей аэровокзалов, багажа и вещей, находящихся при них, сообщает радиостанция "Эхо Москвы".
Комиссия рекомендовала "подготовить предложения по внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты РФ, предусматривающие ужесточение требований к защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и установление порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность гражданской авиации, в целях предотвращения терактов на воздушном транспорте".
Рекомендовано также подготовить проект федерального закона "О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", предусмотрев в нем необходимые источники финансового обеспечения системы авиабезопасности. Наряду с этим необходимо законодательно ужесточить меры административной и уголовной ответственности за нарушение требований обеспечения авиационной безопасности.
По мнению комиссии, необходимо разработать Концепцию транспортной безопасности с учетом требований стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и зарубежного опыта в области авиационной безопасности.
До конца года необходимо также завершить процедуры ратификации РФ Международной конвенции 1991 года "О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения".
Необходимо также выработать требования по обеспечению авиабезопасности в аэропортах и авиакомпаниях, в том числе специальных требований к сотрудникам служб авиабезопасности и сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в досмотре авиапассажиров.
В области организационно-технического обеспечения деятельности Минтрансу России предлагается "подготовить и представить в правительство РФ предложения по государственной поддержке российских аэропортов, прежде всего, по обновлению парка технических средств досмотра, в том числе, за счет федерального бюджета".
Помимо вышеперечисленных, комиссией предложен еще ряд мер по повышению авиационной безопасности.
В "Аэрофлоте" считают, что психологическое тестирование необходимо для обеспечения безопасности
Заместитель генерального директора компании "Аэрофлот" Лев Кошляков рекомендацию Государственной комиссии по установлению причин катастроф самолетов ТУ-134 и Ту-154 о введении обязательного психологического тестирования пассажиров ("профайлинга") назвал "движением в правильном направлении".
Как заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы", основные усилия в борьбе с терроризмом надо сосредоточить на аналитической и превентивной работе. По словам Лев Кошлякова, "Аэрофлот" уже использует профайлинг "в довольно узком спектре работы по выявлению нелегальных мигрантов".
"У нас есть такие специалисты, и еще до рекомендации комиссии мы уже приняли решение расширить эту деятельность, - сказал он. - Речь идет о подготовке дополнительного числа специалистов и, наверное, о применении их на тех рейсах, где существует повышенный риск террористической угрозы".
"Как правило, психологическое тестирование проводится в процессе регистрации пассажиров, в ходе опроса, который производится в выборочном порядке, выявляется ряд признаков (документальных, психофизиологических), по которым из общего потока выделяются пассажиры, требующие повышенного внимания", - пояснил он.
По словам Кошлякова, такая процедура "достаточно отработана и не вызывает больших технических трудностей, за исключением временного увеличения процедуры оформления".
В то же время, член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа Яна Дубейковская убеждена, что профайлинг неэффективен в борьбе с терроризмом.
"Поголовное психологическое тестирование всех пассажиров - совершенно абсурдная идея", - считает член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа Яна Дубейковская.
Как заявила она в эфире радиостанции "Эхо Москвы", профайлинг будет лишь повышать уровень тревожности пассажиров. Усиленные меры безопасности вызывают двойственное чувство: свидетельствуют о проявлении заботы и в той же степени нагнетают тревожность, пояснила эксперт.
По мнению Яны Дубейковской, профайлинг, отнимающий много сил и времени, не является эффективной мерой борьбы с терроризмом.
Более эффективным средством может быть "психологический личностный поверхностный контроль пассажиров, - убеждена она. - "Визуальное наблюдение - это научный метод, в том числе и психологический. Можно проводить курсы и тренинги для тех психологов, которые могли бы работать в аэропортах".
"Люди, находящиеся в полутрансовом состоянии (чем отличаются террористы), выделяются своим поведением, и не нужно устраивать тестирование, чтобы это заметить", - заметила Яна Дубейковская.