Теракт, который произошел на борту российского авиалайнера А321 в октябре прошлого года, стал одной из предпосылок для принятия антитеррористических поправок в законодательство ("пакета Яровой"), утверждает руководитель отдела международного сотрудничества СКР Петр Литвишко.
"Прошлогодняя трагедия на Синайском полуострове в Египте также стала одной из предпосылок принятия так называемого пакета Яровой. Теперь по делам о совершенных за границей преступлениях, подпадающих под юрисдикцию РФ, российские органы расследования и суды могут самостоятельно действовать за пределами РФ, в том числе применять меры принуждения за рубежом (также и не по месту совершения преступления)", - заявил он в интервью РИА "Новости".
По словам представителя следственного ведомства, эти положения применяются только во взаимосвязи с имеющим приоритет международным правом и по общему правилу требуют согласия страны пребывания. Под действие новых норм попадают также иностранцы, лица без гражданства, включая подозреваемых и обвиняемых. Собранные в рамках новых норм доказательства будут иметь юридическую силу.
Литвишко напомнил, что Россия законодательно разрешила использовать для борьбы с терроризмом за пределами своей территории вооруженные силы и спецподразделения ФСБ после нападения в 2006 году в Ираке на автомобиль дипмиссии. Тогда россияне были взяты в заложники и убиты. А положения о территориальной подследственности и подсудности совершенных за рубежом преступлений появились в УПК в 2013 году.
Нормы, входящие в "пакет Яровой", уже применялись на практике. На днях следователи и криминалисты СКР провели осмотр выкладки обломков разбившегося Airbus А321 в каирском аэропорту с участием египетских коллег.
В будущем, полагает Литвишко, потребуется развивать такие меры международного сотрудничества, как трансграничное наблюдение и преследование "по горячим следам", трансграничный доступ к компьютерным системам и данным. "Россия пока не соглашается на использование таких методов, и это оправдано происходящими в мире процессами", - отметил представитель СКР.
По этим же причинам, по его словам, Россия подписала, а затем отказалась стать участницей конвенции СЕ о киберпреступности.
Лайнер А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение 31 октября 2015 года на Синайском полуострове. Погибли все 224 человека, находившиеся на его борту, в том числе жители Ленинградской области. Через две недели после трагедии российские власти квалифицировали катастрофу как теракт, назвав ее причиной взрыв бомбы на борту лайнера. Ответственность за авиакатастрофу взяла на себя запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство". Боевики заявили, что таким образом отомстили за авиаудары России в Сирии. Египетские власти признали факт теракта лишь в конце февраля 2016 года, спустя почти три месяца после катастрофы. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси тогда заявил, что террористы, подорвавшие российский пассажирский лайнер А321 над Синаем, своими действиями хотели ослабить позиции республики в туристической отрасли и испортить отношения Каира с Москвой. Авиасообщение между странами до сих пор не восстановлено.
Пакет законов, получивших известность как "пакет Яровой", был подписан президентом РФ 7 июля 2016 года. Он определил ужесточение антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, обязал операторов связи хранить весь трафик клиентов, а также ограничил миссионерскую деятельность. По данным аналитического центра "Сова", "пакет Яровой" уже вторгся в сферу права на свободу совести и в область защиты приватности в стране, но он еще затронет и другие права и свободы граждан. Так, отмечалось увеличение количества уголовных дел, возбужденных за различного рода высказывания.