Улица Большая Лубянка у здания ФСБ, 19 декабря 2019 года
Мобильный репортер / АГН "Москва"
Улица Большая Лубянка у здания ФСБ, 19 декабря 2019 года Цветы у здания ФСБ на улице Большая Лубянка, 20 декабря 2019 года
 
 
 
Улица Большая Лубянка у здания ФСБ, 19 декабря 2019 года
Мобильный репортер / АГН "Москва"
 
 
 
Цветы у здания ФСБ на улице Большая Лубянка, 20 декабря 2019 года
Мобильный репортер / АГН "Москва"

19 декабря силовики больше часа не могли справиться с мужчиной, вооруженным охотничьим карабином, возле штаб-квартиры ФСБ на Лубянке. Как ранее выяснила "Медуза", кто-то из пострадавших мог получить ранения из-за того, что разные ведомства не координировали свои действия. Издание попросило бывшего бойца спецподразделений "Вихрь" КГБ СССР и "Альфа" ФСБ России Дмитрия Целякова проанализировать события вокруг инцидента.

По словам Целякова, за безопасность периметра вокруг Лубянки отвечает отдельное военизированное подразделение - комендатура ФСБ. Ее представители не относятся к спецподразделениям, но ездят в командировки в горячие точки. В случае же со стрелявшим нештатная ситуация произошла с центральным аппаратом ФСБ, где все зависит от руководства, а никто из рядовых сотрудников не хочет лишний раз проявлять инициативу.

"Они, видимо, действовали по своей старой инструкции. Нападение на здание - значит, надо блокировать здание, не думая о тех постах, которые у них стояли на улице. У них должны были стоять посты в милицейской форме, потом могли сотрудники в штатском периметр просматривать - не оставил ли нападавший пакет", - пояснил Целяков, предположив, что первое боестолкновение могло произойти в приемной, и дежурному руководителю ФСБ сообщили об этом, однако команда организовать боевые группы и выдвинуться на позиции пришла слишком поздно. Целяков предположил, что офицеры закрыли двери и забаррикадировались, не поставив в известность посты на улице.

Найти же подразделение, которое бы быстро выдвинулось и ликвидировало нападавшего, не удалось просто потому, что никто не захотел брать на себя инициативу или ответственность. Кроме того, руководство не поняло мотивов стрелка. Выдвинувшемуся на место ОМОНу и полиции тоже не сообщили всей картины произошедшего, потребовав лишь стрелять по ногам, чтобы взять террориста живым ради информации. Однако этого не произошло.

"У них было достаточно времени, когда он уже встал на боевую позицию и был полностью оцеплен, чтобы не спеша проводить операцию и брать живым. Он уже никому не угрожал, не стал прикрываться заложниками. Его интересовали только офицеры ФСБ, которых он шел и клал. <...> Оставалось только принять правильное решение, как его взять. Этого решения никто не принял - все посчитали, видимо, что проще завалить, и все", - пояснил спецназовец.

Судя по видео инцидента, бойцы разных спецподразделений не координировали действия между собой и не знали, что Евгений Манюров действовал в одиночку. На видео заметно, как одна из пуль поражает мужчину, перебегавшего улицу уже после того, как Манюров был застрелен. По словам спецназовца, гражданский или сотрудник ФСБ в штатском мог погибнуть случайно, так как носил черную форму и мог быть принят за еще одного террориста. Все это свидетельствует о том, что комендатуре ФСБ необходимо пересматривать свой план по охране здания при внештатных ситуациях.

Вечером 19 декабря бывший предприниматель Евгений Манюров попытался проникнуть в приемную ФСБ на Кузнецком мосту, а затем направился в сторону штаб-квартиры спецслужбы на Лубянке, 2. Там он открыл стрельбу, убив на месте сотрудника ДПС и ранив сотрудника ФСБ, который позже скончался в больнице. Еще пять человек пострадали, в том числе гражданский. Манюрова застрелил снайпер, но после его ликвидации стрельба некоторое время продолжалась из-за несогласованности действий силовиков.