Госдума РФ в свой последний день весенней сессии одобрила во втором и в третьем, окончательном чтении "антитеррористический пакет" законопроектов, которые ужесточают наказания за терроризм и экстремизм, снижают возраст уголовной ответственности за терроризм, вводят ряд дополнительных ограничений под предлогом антитеррористической деятельности, устанавливают ответственность за международный террористический акт, а также обязывают операторов связи хранить данные о переписке и звонках пользователей и предоставлять их без решения суда правоохранительным органам для дешифровки.
После этого Дума VI созыва завершила свою работу и ушла на каникулы. Так как выборы седьмого думского созыва пройдут 18 сентября, то полномочия нынешних депутатов действуют до момента созыва первого после парламентских выборов заседания Госдумы.
Трансляция сегодняшнего заседания велась на сайте нижней палаты парламента. За скандальный "антитеррористический пакет" поправок проголосовали 287 парламентариев, против - 148, один воздержался. Против выступили фракции КПРФ и ЛДПР, поддержали "Справедливая Россия" и "Единая Россия". Аналогично проголосовали за вторую часть пакета - поправки в Уголовный кодекс: за - 277 депутатов, против - 148, отмечает РБК.
Законопроект, внесенный в Госдуму 7 апреля 2016 года, получил известность как "пакет Яровой", хотя авторами его была не только глава комитета Госдумы по безопасности, единоросс Ирина Яровая, но и председатель комитета Совфеда по обороне, единоросс Виктор Озеров, а также депутаты из "Единой России" Алексей Пушков и Надежда Герасимова.
Как пишет "Коммерсант", окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения.
Исправленными оказались нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность. Было изменено ее определение, теперь миссионерство определяется как "деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения", в целях их вовлечения. Появилась в законопроекте и норма о том, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе вести ее руководитель, член коллегиального органа и священнослужитель этой организации.
Кроме того, депутаты запретили миссионерскую деятельность, которая направлена на нарушение общественной безопасности и порядка, экстремистские действия, принуждение к разрушению семьи, на склонение к самоубийству.
Сроки хранения информации для интернет-провайдеров снижены с трех лет до одного года. Операторы связи должны будут хранить информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео на территории России в течение трех лет, а содержание разговоров и переписки - до шести месяцев.
Ранее Ирина Яровая согласилась сократить для интернет-компаний срок хранения информации о приеме, передаче информации с трех лет до одного года, а срок хранения переписки - до шести месяцев. Об этом в своем отзыве просило правительство РФ.
Закон Яровой наносит удары по интернет-отрасли
Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян опубликовал на РБК статью под названием "Закон Яровой: шесть ударов по интернет-отрасли", в которой объяснил, почему поправки отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-компаний.
"Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн рублей: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете - или, говоря проще, интернет-компаний - составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн рублей - для отрасли это непосильное бремя", - предупреждает Габриелян.
Он указывает также, что государство автоматически лишится поступлений в бюджет с налога на прибыль интернет-компаний, хотя в самом законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству. "Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи", - добавляет автор.
"Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию. Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра - три-четыре года", - указывает специалист.
Кроме того, в европейской части России нет электроэнергии, которую потребуют новые дата-центры. Для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн рублей. "Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем".
Габриелян раскритиковал последнюю редакцию закона, согласно которой организаторы распространения информации, то есть интернет-компании, обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы безопасности страны. "Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет", - подчеркивает специалист.
Он указал также, что закон снизит конкурентоспособность российских интернет-компаний, поскольку поставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми. "Понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически".
"Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров - это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников". Мелкие компании не смогут себе позволить дорогостоящую защиту, что может привести к утечкам данных.
Наконец, указывает эксперт, законопроект бесполезен для борьбы с терроризмом. "На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами", - отмечает Габриелян.
Отметим, что часть замечаний, которые суммировал технический директор Mail.Ru Group, были высказаны ранее. Так, представители "большой тройки" сотовых операторов заявили, что этот закон лишит компании прибыли и возможности платить налоги в бюджет страны. Представители МТС оценили разовые расходы на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение шести месяцев в 2,2 трлн рублей. В свою очередь, представители "Вымпелкома" и "МегаФона" заявили, что необходимость выполнять требования закона лишит бюджет 76 и 50 млрд рублей соответственно.
Российская ассоциация электронных коммуникаций заявляла, что предложенные поправки подразумевают под собой замену международных стандартов безопасности, использующихся в настоящий момент в информационных системах в интернете, на другие, а это, по мнению специалистов, пока невозможно. В ассоциации подчеркивали, что требования по раскрытию ключей для декодирования сообщений ведет к созданию угроз для безопасности и частной жизни граждан, создает угрозы для бизнеса и ставит российские компании в неравное положение, создает угрозы для национальной безопасности. К аналогичным выводам пришли и в Региональном общественном центре интернет-технологий.
Чем "антитеррористический пакет" грозит россиянам
Поправки вносят в УК РФ три новые статьи: ст.361 (акт международного терроризма) предусматривает пожизненное заключение для тех, кого обвиняют в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов.
Ст. 205.6 (несообщение о преступлении) грозит до года лишением свободы за недоносительство. Она предназначена для тех, кто не смог, не захотел или не счел нужным сообщить о лице, которое "по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило" преступления некоторых категорий.
Ст. 282.4 (содействие экстремистской деятельности) предусматривает до 15 лет лишения свободы за вовлечение лица в совершение "преступлений экстремистской направленности".
Ужесточаются наказания за призывы к террористической деятельности, оправдание терроризма в интернете, организацию незаконного вооруженного формирования и ряд других "экстремистских" преступлений.
Поправки увеличили до 32 количество статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. В этот список входит и статья о недонесении.
Поправки вводят понятие "миссионерская деятельность", которой смогут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех регионах, где зарегистрирована пригласившая их организация. Ряд идей, в том числе "экстремистских", об отказе от медицинской помощи, о передаче имущества религиозной организации, проповедовать будет запрещено. Религиозные деятели России уже назвали этот законопроект противоречащим Конституции и осложняющим жизнь религиозных организаций.
23 июня думский комитет по безопасности исключил из пакета законопроектов нормы о лишении гражданства РФ. Изначально предлагалось лишать гражданства тех осужденных за террористические и экстремистские преступления, которые имеют два паспорта.
Ко второму чтению была смягчена также одна из самых обсуждаемых частей пакета - о расширении перечня оснований для ограничения на выезд из страны. Изначально предлагалось ограничивать выезд на пять лет для лиц, которым было объявлено официальное предостережение "о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений террористической направленности, развязывания войны и геноцида".