Главная и единственная цель существования ГИБДД в России состоит в том, чтобы начальство могло беспрепятственно ездить по дорогам страны, а все остальные ее функции второстепенны и подчинены этой главной цели, уверен профессор МГИМО Владимир Миронов
НТВ
Главная и единственная цель существования ГИБДД в России состоит в том, чтобы начальство могло беспрепятственно ездить по дорогам страны, а все остальные ее функции второстепенны и подчинены этой главной цели, уверен профессор МГИМО Владимир Миронов
 
 
 
Главная и единственная цель существования ГИБДД в России состоит в том, чтобы начальство могло беспрепятственно ездить по дорогам страны, а все остальные ее функции второстепенны и подчинены этой главной цели, уверен профессор МГИМО Владимир Миронов
НТВ

Главная и единственная цель существования ГИБДД в России состоит в том, чтобы начальство могло беспрепятственно ездить по дорогам страны, а все остальные ее функции второстепенны и подчинены этой главной цели, уверен профессор МГИМО Владимир Миронов, водитель с 30-летним стажем. Об этом он пишет в статье, опубликованной в пятницу в газете "Ведомости".

Для решения этой генеральной задачи по всей стране чрезмерно раздут штат сотрудников, которых государство содержать не в состоянии, и, по сути, оно переложило на простых автомобилистов, финансирование этой самой главной задачи ГИБДД. Ну не может 40-летний офицер ГИБДД содержать семью на 10 000 - 15 000 рублей - он изначально поставлен государством в положение взяткополучателя. И ему взятку не дают только те, кто не умеет давать. Но и этих водителей сами "гаишники", будучи прекрасными психологами, быстро обучают этому нехитрому делу, продолжает Миронов.

Служба дорожной милиции, как одна из силовых структур, созданная еще в сталинские времена, практически не реформировалась и лишь косметически меняла вывеску. Сегодня, когда ежегодно на дорогах России гибнет около 35 000 человек (для сравнения: во Франции, где население в три раза меньше, гибнет в семь раз меньше людей), настало время не только радикально реформировать ГАИ, но и глубоко изменить саму философию организации дорожного движения, полагает профессор.

Он обозначил и главное направление реформы: ГИБДД существует не для начальства, а для всех автомобилистов. Всякий, кто оказался в час пик на Рублевке, ощущает себя на дороге смерти: словно ошпаренные, несутся машины с "мигалками" по встречной полосе, сбивают "рядовые" машины чуть ли не в кювет, обгоняя нередко даже друг друга и ставя под угрозу жизнь не только простых смертных, но и драгоценного начальства.

Можно объяснить соображениями безопасности ситуацию, когда тебя по 30 минут держат на обочине в ожидании, пока мимо пронесется, словно конница генерала Мамонтова по тылам красных, полтора десятка машин президентского кортежа, но если ты куда-то опаздываешь, то ни любви, ни уважения к власти это, мягко говоря, не прибавляет, пишет Миронов, отмечая, что когда не так давно министр внутренних дел Франции куда-то спешил и превысил скоростной режим, в стране разразился скандал и министр был вынужден публично извиняться.

Каждый водитель ежедневно ощущает на себе самое циничное попрание наших элементарных прав и жгучее унижение, к тому же практика перекрытия улиц для проезда больших и малых начальников показывает: пробки в задыхающейся Москве - рукотворны. По мнению профессора Миронова, в первую очередь нужно резко сократить число сотрудников ГИБДД и за счет этого на порядок повысить зарплаты оставшимся и направить высвободившиеся средства на техническое оснащение дорог - только так они превратятся из побирающихся нищих, одетых в форму, в людей, ценящих свою работу и не желающих ее потерять из-за взятки.

Само государство наверняка будет против - ведь ему экономически выгоднее держать за бесценок раздутый штат ГИБДД, решающий главную задачу, и финансируемый автомобилистами, чем сократить его и повысить зарплаты. Но, не ликвидировав эту низовую коррупцию, никогда не справиться с коррупцией и в национальном масштабе, уверен автор статьи.

По его мнению, эффект дает не жестокость наказания, а его неотвратимость, и без реформы ГИБДД ужесточение наказаний приведет лишь к росту взяток. Так, в Европе водители более законопослушны, поскольку знают, что наказание неотвратимо. А в Швейцарии, например, за некоторые нарушения правил водителя могут лишить трети годового дохода. А ведь по Европе или США можно часами ехать и не встретить ни одного дорожного полицейского, и тем не менее на дорогах там царит порядок.

Некоторые могут возразить, что уменьшение числа "гаишников" приведет к хаосу на дорогах потому, что в России низкая культура вождения. Однако, по мнению профессора Миронова, само государство заинтересовано в этой низкой культуре, поскольку оно само, играя роль сверхстрогого отца, сознательно инфантилизирует взрослых людей, прекрасно понимая, что детьми легче управлять: ведь взрослые люди никогда не согласятся по 40 минут терпеливо ждать на обочине, пока мимо не пронесется "какой-нибудь топтыгин".

Вывод: первый шаг к повышению культуры вождения должно сделать само государство, прекратив хамство с "мигалками". По мнению автора статьи, шансы на прохождение предложенного некоторое время назад законопроекта об отмене всех "мигалок" крайне невелики - само государство не пойдет на такой шаг по своей воле, его может принудить сделать это только гражданское общество. В Москве и других городах неоднократно проходили акции протеста. И не надо бояться, что эти протестные акции носят политический характер - это движение, безусловно, политическое, ибо нацелено против беспардонности и хамства власти, заключает профессор.