Ленинский районный суд Кирова в четверг продолжил слушания по делу "Кировлеса"
Reuters
Ленинский районный суд Кирова в четверг продолжил слушания по делу "Кировлеса" Первым выступил бывший директор КОГУП "Кировлес" Вячеслав Опалев, уже осужденный на четыре года условно за соучастие в растрате лесоматериала на 16,1 млн рублей
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ленинский районный суд Кирова в четверг продолжил слушания по делу "Кировлеса"
Reuters
 
 
 
Первым выступил бывший директор КОГУП "Кировлес" Вячеслав Опалев, уже осужденный на четыре года условно за соучастие в растрате лесоматериала на 16,1 млн рублей
rapsinews.ru
 
 
 
"Я не испытываю неприязнь к подсудимым, у меня нет оснований их оговаривать"
instagram.com/navalny4
 
 
 
Судья, получасом ранее отказавший обвинению в зачтении показаний Опалева (худая память - не повод зачитывать все, согласился Сергей Блинов с адвокатами Навального), на этот раз просьбу удовлетворил
rapsinews.ru
 
 
 
После чего представитель обвинения больше часа монотонным голосом зачитывал выдержки из 26-го тома дела
rapsinews.ru

Ленинский районный суд Кирова в четверг продолжил слушания по делу "Кировлеса", обвиняемыми по которому проходят блоггер Алексей Навальный и экс-директор ООО "Вятская лесная компания" ("ВЛК"), его бывший соратник по "Яблоку" Петр Офицеров. Второй день слушаний, накануне шедших с большими перерывами, посвящен опросу свидетелей. Первым выступил бывший директор КОГУП "Кировлес" Вячеслав Опалев, уже осужденный на четыре года условно за соучастие в растрате лесоматериала на 16,1 млн рублей. Прямая трансляция ведется на сайте суда.

"Я не испытываю неприязнь к подсудимым, у меня нет оснований их оговаривать", - цитирует "Интерфакс" заявление Опалева, сделанное перед началом заседания.

- Российская пресса о первом дне суда после перерыва: в Кирове снова судят Навального
- Западные издания о "деле "Кировлеса": как связаны суд над Алексеем Навальным и имидж России

В ходе выступления перед судьей Опалев заявил следующее: "ВЛК" была создана по инициативе Навального, предполагалось, что фирма будет искать новых покупателей, однако в итоге попросила перезаключить договоры с уже имевшимися. "Получилась как бы прокладка", - цитируют "Ведомости" в Twitter слова Опалева.

Эта "прокладка" была "Кировлесу" невыгодна, отметил Опалев: потеря с кубометра леса составляла до 700 рублей, платежи приходили с задержкой, фирма не помогала реализовывать низкосортную древесину. К тому же Навальный и Офицеров якобы требовали отозвать доверенности у филиалов "Кировлеса", которые ранее имели право самостоятельно заключать договора - взамен предлагалось сбывать лес через "Кировлес" напрямую при содействии "ВЛК".

Опалев: глав лесхозов Навальный называл "ворами"

Экс-директор предприятия объяснил, что договор с "ВЛК" заключил потому, что на него оказывалось давление. "(Офицеров) все кивал наверх: "Там все согласовано, давай не будем"..." - цитирует свидетеля РАПСИ. А Навальный демонстрировал близость отношений с губернатором Никитой Белых: "Навальный, насколько я знал, был советником и довольно близким другом губернатора. Он разговаривал при мне с ним по телефону, были понятны отношения".

На одном из совещаний за несогласие с их требованиями Навальный и Офицеров "стали обзывать ворами" директоров лесхозов, припомнил Опалев. А вообще, он довольно многое позабыл: часто во время выступления он отмечал, что не помнит дат, чисел, каких-то обстоятельств. "Я уже много всего не помню", - признался экс-глава "Кировлеса", после чего в зале послышались смешки.

"Уже даже все в зале показания запомнили. Запомнил ли Опалев?"

В этой связи гособвинение попросило суд зачитать письменные показания Опалева, данные во время следствия. Навальный и его защита сопротивлялись: показания, по их мнению, давались под диктовку следователя. Навальный также заявил, что не доверяет провалам в памяти Опалева - все эти обстоятельства рассматривались в суде всего три месяца назад, когда судили экс-директора "Кировлеса". ТК тому же теперь оглашение показаний будет чем-то вроде подсказки, что нужно говорить, заявил оппозиционер.

Судья, получасом ранее отказавший обвинению в зачтении показаний Опалева (худая память - не повод зачитывать все, согласился Сергей Блинов с адвокатами Навального), на этот раз просьбу удовлетворил. После чего представитель обвинения больше часа монотонным голосом зачитывал выдержки из 26-го тома дела. Собственные показания свидетель Опалев был вынужден выслушивать, стоя в трибуне.

"Прекрасно. Они читают его показания в третий раз. Уже даже все в зале показания запомнили. Запомнил ли Опалев? - прокомментировал Навальный в Twitter. - Как можно оглашать письменные показания до допроса зашитой? Они же просто прям в суде инструктируют его о том, что говорить".

Спустя полтора часа чтения слово предоставили защите Навального, которая вместо допроса свидетеля начала атаку с заявления протеста на действия судьи. Своими действиями Блинов, сочли адвокаты Навального, нарушил их права, лишив возможности провести полноценный допрос и указать на наличие противоречий в показаниях Опалева.

Навальный также взял слово, проинформировав судью, что научные исследования показали: чтобы человек запомнил текст, его нужно прочесть ему четыре раза. "Может, давайте в четвертый раз зачитаем, чтобы свидетель запомнил?" - пошутил подсудимый.

Судья шутку не оценил, но отпустил всех на короткий перерыв, заявленный по ходатайству свидетеля - Опалеву адвокаты Навального посоветовали немного отдохнуть после двух с половиной часов на ногах. Но только в окружении приставов, чтобы никто с ним не общался, попросила защита, Блинов согласился.

"Это уже было в показаниях"

После возобновления заседания допрос Опалева продолжился, при этом свидетель неоднократно апеллировал к ранее зачитанным прокурором показаниям. Так, на вопрос о том, кто предложил создать ВЛК, "действительно ли Навальный?" - свидетель растерялся: "Как в показаниях было?" В зале вновь раздались смешки.

В процессе ответа на один из дальнейших вопросов, когда Опалев заявил: "Это уже было в показаниях" - судья Блинов его осадил: "Вы можете ответить на вопрос?". Ситуация повторилась вскоре: "Вы помните или не помните?" "Вячеслав Николаевич, либо отвечаете на вопрос, либо не помните. Ссылаться на дело не нужно", - вновь и вновь звучали ремарки судьи.

Навальный в свою очередь, сменив адвокатов в роли допращивающего, начал атаку на Опалева. На большинство вопросов подсудимого свидетель ответить не смог, склонившись над кафедрой и не отворачивая головы от микрофона, он усталым голосом кратко отвечал на вопросы - когда мог что-то вспомнить - при этом сбивался. Так, Навальный заявил суду, что никакого личного кабинета в здании Администрации Кировской области, как говорится в показаниях Опалева, у него не было. "Если был, пусть он расскажет, где именно он находился", - заявил подсудимый.

Опалев на это ответил, что кабинет располагался на 5-м этаже, направо наискосок от приемной губернатора. "Нет, то есть налево. Не приемной, а... Да, приемной" - "Там зал заседаний (справа - кабинет Марии Гайдар - прим. ред.)" - "Значит, дальше". В итоге свидетель допустил, что упоминаемый им кабинет, возможно, и не являлся рабочим местом Навального: "Но мы там вели переговоры".

Вопрос снимается

Дальнейший допрос проходил в напряженной атмосфере. Все вопросы Навального, касающиеся уголовного дела самого Опалева, причастности его сына, судья снял как не относящиеся к данному делу. Навальный настаивал: Опалев оговорил его, чтобы получить поблажки по собственному делу, потому ему необходимо выслушать ответы - указать на нестыковки в версии экс-директора "Кировлеса": "Мне нужно задавать эти вопросы, потому что я описываю мотивы оговора со стороны Опалева... Свидетель Опалев дал ложные показания, чтобы избежать наказания по уголовному делу, которое было возбуждено против него".

"Ваш сын имеет отношение к Кировлесу?" - "Нет" - "А такое предприятие, как "Кировлеспроект" вам известно?" Судья прекращает прения, объявляя о снятия вопроса.

Также Навальный пытался выудить из оппонента конкретное заявление о том, что тогдашний помощник губернатора Белых оказывал на него давление: "Есть свидетели?.. Я говорил: "Если не сделаешь, то уволю, съем"? Давление подразумевает угрозы". Разговаривали один на один, без свидетелей, признал Опалев, съесть никто не грозился.

На вопросы следом приступившего к допросу Офицерова Опалев отвечал более развернуто и бойко, однако время от времени также признавал, что чего-то не помнит по прошлым контрактам и объемам поставок. В итоге последовал вопрос от адвоката: знает ли свидетель, что после заключения досудебного соглашения он не имеет право менять свои показания, иначе приговор может быть пересмотрен. "Опалев склоняет голову и четко ничего не отвечает. Кажется, мы отпускаем свидетеля", - язвит РАПСИ.

Последний вопрос задал свидетелю судья: подтверждает ли Опалев истинность всего им сегодня сказанного - на что получил утвердительный ответ.