Компания "Транснефть" многократно занизила данные о последствиях разлива нефти из-за разгерметизации трубопровода Тихорецк - Туапсе в Краснодарском крае, утверждают в российском отделении Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF). По данным зоозащитников, в результате этого ЧП, случившегося в ночь на 24 декабря в районе Туапсе, произошла утечка не 8,4 кубометра нефти, как об этом заявляли в "Транснефти", а 500-700 тонн, что привело к загрязнению 15 километров черноморского побережья и поставило под угрозу жизни тысяч птиц.
По данным WWF России, разлив произошел около 01:30 24 декабря, но "Транснефть" и "Роснефть" сообщили об этом общественности и СМИ лишь спустя 14 часов. "Действия "Роснефти" и "Транснефти" в первые часы после аварии повторяют застарелую проблему отрасли - несвоевременное оповещение соответствующих служб и занижение масштабов разлива, а это ключевые факторы, определяющие эффективность реагирования", - подчеркнул руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников.
"В настоящее время мы оцениваем ситуацию с точки зрения необходимости спасения птиц, - отметил он. - К сожалению, несмотря на наши многочисленные обращения, в стране так и не создана система предотвращения гибели животных в случае нефтеразливов, и мы вновь можем рассчитывать лишь на силы общественных организаций и волонтеров".
WWF России уведомляет, что уже обратился в инженерно-технологический центр "СканЭкс" для получения оперативной спутниковой информации, чтобы уточнить масштабы загрязнения и его динамику, поскольку государственные службы охраны природы страны такой системой до сих пор не располагают.
Агентству "Интерфакс" в краевой прокуратуре сообщили, что специалисты собрали и утилизировали к вечеру четверга порядка 5 тонн нефти.
Между тем глава Туапсинского района Владимир Лыбанев сообщил, что в Туапсе был введен режим ЧС для городских органов управления после попадания нефти в реку Туапсе и в акваторию Черного моря. Как сообщает пресс-служба руководителя региона, ситуация находится под контролем, 90% нефтепродуктов уже собрано.
Черноморское побережье является местом массовой зимовки водоплавающих и околоводных птиц, и нефтеразлив несет реальную угрозу их жизни, подчеркивают зоозащитники, напоминая, что во время разлива 2000 тонн нефти в Керченском проливе в конце ноября 2007 года погибли десятки тысяч птиц.
Прокуратура и Росприроднадзор проведут проверку по факту ЧП под Туапсе
В прокуратуре Краснодарского края подтвердили, что разгерметизация нефтепровода привела к загрязнению реки Туапсе, впадающей в Черное море, и уведомили, что проводят проверку по факту этого ЧП.
Также на месте разлива нефти работают специалисты Центра лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу и сотрудники Росприроднадзора, которым предстоит оценить нанесенный окружающей среде ущерб и проверить соблюдение природоохранного законодательства проектировщиками и строителями нефтепровода, передает ТАСС.
Разгерметизация нефтепровода Тихорецк - Туапсе произошла в ночь на 24 декабря неподалеку от поселка Греческий. Как сообщалось, поставка нефти по нему на Туапсинский нефтеперерабатывающий завод была экстренно прекращена, но нефтепродукты успели попасть в прилегающую реку, а затем - в Черное море.
При этом сообщалось, что аварийный участок был обнаружен 24 декабря в 3:55 по московскому времени, а в 11:40 "Роснефть" уведомила о завершении ремонтных работ и возобновлении работы Туапсинского НПЗ.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин сообщил "Интерфаксу", что разгерметизация произошла во время заполнения последнего участка недавно построенного "Роснефтью" нефтепровода, который еще не был принят в эксплуатацию, и предположил, что ее спровоцировал оползень.
В свою очередь, в "Роснефти" подчеркнули, что строительство нефтепровода осуществлялось "Транснефтью" и ее дочерним обществом ОАО "Черномортранснефть", а отдельные подрядные работы на объекте выполняла также нанятая "Транснефтью" организация ОАО "Краснодарнефтегаз". Поэтому до ввода нефтепровода в эксплуатацию ответственность за происшествия несет "Транснефть" и ее подрядчики, подчеркнули в "Роснефти", добавив, что до ввода трубопровода в эксплуатацию подобные происшествия на объекте являются нормальной практикой.
"Транснефть" в ответном заявлении отметила, что подрядные организации для строительства нефтепровода определяла именно "Роснефть" на тендерной основе, а дочерняя организация "Черномортранснефть" лишь проводила отвод земли.
Сообщалось, что представители "Транснефти" и "Роснефти" войдут в комиссию по анализу причин этой аварии, чтобы определить, произошла ли она из-за нарушения технологии строительства, ошибки в проектировании трубопровода или по другой причине.