Давно идущие разговоры о намерении создать в России единый следственный орган, эдакое "русское ФБР", уже в ближайшие месяцы могут обрести юридическую силу. Соответствующий президентский указ, возможно, будет подписан в конце мая - начале июня, объявили сотрудникам Следственного департамента (СД) МВД РФ. Базовой структурой для единого следствия станет Следственный комитет, куда постепенно начнут передавать дела СД МВД, Федеральной службы наркоконтроля (ФСКН) и частично ФСБ. Предполагается, что единый орган окончательно сформируется и заработает в полную силу либо с 2016, либо с 2017 года: как раз до нынешнего мая должны определиться с датой.
О подвижках в этой сфере узнал "Росбалт" от источника в правоохранительных органах. По его данным, руководство СД МВД получило информацию о готовящемся указе из президентской администрации. Примечательно, что неделю назад Владимир Путин отправил в отставку начальника Следственного департамента и по совместительству заместителя главы МВД Юрия Алексеева. При этом источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщил, что это связано с "претензиями к организации работы следствия".
Стоит напомнить, что создание единой следственной структуры с самого начала обсуждается на фоне столкновения интересов различных силовых ведомств, в том числе СКР и Генпрокуратуры, конфликт между которыми с разной интенсивностью тянется с 2007 года.
Пожалуй, наилучшим образом это противостояние иллюстрирует нашумевшее "игорное дело". Следственный комитет, получивший в свое время независимость от прокуратуры, активно пошел в атаку на высокопоставленных прокуроров и сотрудников МВД Подмосковья, подозреваемых в "крышевании" подпольных казино. Генпрокуратура, в свою очередь, с таким же рвением принялась защищать фигурантов, заявляя, что для их уголовного преследования нет достаточных оснований. В середине февраля нынешнего года генпрокурор Юрий Чайка в очередной раз заявил, что со скандальным делом пора заканчивать.
Процесс создания единого следствия, судя по всему, лишь обострит подобные межведомственные противоречия. В СД МВД идею передать их дела в СКР воспринимают скептически. Там напоминают, что, когда передали в Следственный комитет дела по налоговым преступлениям и преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, тот "явно их не потянул" и в последнее время ратовал за возвращение этих дел в МВД.
Конфликтные ситуации неминуемо возникнут и в связи с предусмотренным реформой переходом полицейских следователей под крыло СКР. Как известно источнику "Росбалта", глава ведомства Александр Бастрыкин настаивает, чтобы переход был не автоматическим, а на конкурсной основе. Однако в СД МВД не особенно горят желанием обрести новое начальство, по простой причине: сейчас у полицейских следователей зарплата значительно выше, чем у их коллег из Следственного комитета. Если ситуация не изменится, то желающих пойти на понижение оклада будет немного, говорят в полицейском департаменте.
Как бы то ни было, к объединению следственных подразделений различных силовых ведомств власти принципиально готовы: весной 2013 года Бастрыкин заявил, что концепция реформы утверждена и что по ней объединенное следствие получит новые полномочия. "Мы вместе, бок о бок, плечом к плечу будем вершить великое дело борьбы с преступностью", - пообещал тогда глава СКР. При этом у коллег из других ведомств остаются опасения, что Следственный комитет просто не справится с работой, получив в свое производство почти в десять раз больше дел, чем имеет сейчас.