Вблизи от России вновь происходит революция. В Киргизстане одержали победу оппоненты Аскара Акаева, бывшего коммунистического аппаратчика, а еще раньше – физика из Ленинграда
Yahoo!
Вблизи от России вновь происходит революция. В Киргизстане одержали победу оппоненты Аскара Акаева, бывшего коммунистического аппаратчика, а еще раньше – физика из Ленинграда Сегодня Акаев и его семья бегут из страны, и это можно считать еще одной победой на марше свободы, который провозгласил Белый дом после начала второго срока Джорджа Буша на посту президента. Произошло падение еще одного "оплота тирании"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Вблизи от России вновь происходит революция. В Киргизстане одержали победу оппоненты Аскара Акаева, бывшего коммунистического аппаратчика, а еще раньше – физика из Ленинграда
Yahoo!
 
 
 
Сегодня Акаев и его семья бегут из страны, и это можно считать еще одной победой на марше свободы, который провозгласил Белый дом после начала второго срока Джорджа Буша на посту президента. Произошло падение еще одного "оплота тирании"
Yahoo!
 
 
 
Однако, как заявил в интервью французской газете Liberation Эдиль Байсолов, оппозиция в Киргизии абсолютно не является антироссийской
AFP

Вблизи от России вновь происходит революция. В Киргизстане одержали победу оппоненты Аскара Акаева, бывшего коммунистического аппаратчика, а еще раньше – физика из Ленинграда. Он давал красивые предвыборные обещания, но, когда стал президентом, позволил расцвести фальсификации выборов, а оппонентов Акаева стали заключать в тюрьму.

Сегодня Акаев и его семья бегут из страны, и это можно считать еще одной победой на марше свободы, который провозгласил Белый дом после начала второго срока Джорджа Буша на посту президента. Произошло падение еще одного "оплота тирании", отмечает британская газета The Guardian (Перевод на сайте Inopressa.ru).

В России эту победу Белого дома воспримут как проигрыш Кремля. Российская имперская политика по установлению регионального господства вновь потерпела поражение, а Путин оказался в незавидной роли неудачного защитника непопулярных режимов на постсоветском пространстве. Во всех государствах бывшего СССР победа демократии воспринимается как поражение России.

Однако в Киргизии Кремль не совершил таких грубых просчетов, как на Украине, и поэтому не испытал такого унижения, как во время "оранжевой революции". Тем не менее, события в Бишкеке в очередной раз продемонстрировали слабость Путина, а между тем нынешний президент России пришел к власти с обещаниями восстановить величие и престиж России, особенно в ближнем зарубежье, где раньше господствовала Москва, пишет издание.

Оппозиция в Киргизии не является антироссийской, заявил лидер оппозиции

Однако, как заявил в интервью французской газете Liberation Эдиль Байсолов, оппозиция в Киргизии абсолютно не является антироссийской. Байсолов возглавляет созданную в 1999 году коалицию из 170 неправительственных организаций, главным спонсором которой является американский Национальный демократический институт. Он стал одной из ключевых фигур, сделавших возможными события в Бишкеке, к которым оппозиция долго готовила киргизское общество (перевод на сайте Inopressa.ru).

На вопрос, как удалось революции так быстро победить в Бишкеке, Байсолов ответил, что никто не ожидал такой стремительной развязки. Оппозиция намеревалась всего лишь провести демонстрацию, чтобы правительство вступило с ней в переговоры. В середине дня милиционеры в белых касках, которых власти вывели на улицы, чтобы спровоцировать столкновения, напали на демонстрантов из оппозиции. И тогда ситуация взорвалась. Народ был вынужден взять власть.

Между тем киргизская оппозиция, которая сегодня победила, не является угрозой для соседних стран: большинство ее лидеров – бывшие министры, а не талибы, не экстремисты, говорит Байсолов. В целом отношения с соседними странами спокойные. Президенты Узбекистана и Казахстана видят, что население, киргизская милиция и армия встали на сторону оппозиции. Если власти отказались от использования насилия, то это не потому, что они к этому склонялись изначально, а потому, что большинство подразделений милиции и армии отказалось покинуть казармы с оружием. Именно поэтому власть прибегла к услугам провокаторов.

По мнению Байсолова, киргизскую оппозицию можно назвать прозападной только в том смысле, что это светские люди и модернисты, которые попытаются сделать общество более демократическим. "Мы не стремимся вступить в НАТО. Мы хотим остаться верным союзником России в том, что касается безопасности. Оппозиция абсолютно не является антироссийской, что, возможно, отличает ее от новых грузинских или украинских лидеров. Никаких изменений во внешней политике нашей страны не произойдет. Но грузинский и украинский примеры показали нам, что народ может победить, если он объединяется. Эти прецеденты сделали нашу революцию более легкой", - заявил Байсолов.

Он сообщил, что парламент назначит дату проведения новых президентских выборов, которые могут состояться в конце мая или в июне. А до тех пор страной будет руководить парламент – в рамках конституции, сказал Байсолов.

У противников Акаева нет единого лидера

Действующей власти в постсоветских государствах порой удается одержать победу на выборах, как это произошло в Молдавии, но характерно, что лидеры этой власти шли на выборы под антироссийскими лозунгами.

На этой неделе Путин назначил нового чиновника для проведения "контрреволюционной" кампании с целью сохранения влияния России на страны ближнего зарубежья. Между тем Кремль винит в волнениях в Киргизии ОБСЕ, которая ранее объявляла о многочисленных нарушениях на парламентских выборах в этой республике. 69 из 75 мест в парламенте достались сторонникам Акаева, но киргизы взбунтовались, пишет The Guardian.

Символом киргизской революции является бледно-желтый нарцисс, который символизирует приход весны и олицетворяет надежды на перемены в станах диктаторов в Центральной Азии. Но, в отличие от революций в Грузии и на Украине, в столице Киргизии ощущается атмосфера тревоги. Революции в Грузии и на Украине были мирными акциями гражданского сопротивления интригам властей. Между тем в Бишкеке сохраняется угроза насилия и мародерства. Массовые акции оппозиции могут вылиться в беспорядки и насилие.

У движения, которое выступает против Акаева, нет единого лидера. Конфликт нельзя однозначно назвать столкновением между демократами и сторонниками деспотии, он скорее связан с клановыми противоречиями, а также с расколом между южными и северными регионами страны. Также идут разговоры о том, что в конфликте принимают участие организованные преступные группировки.

Основания надеяться на то, что сила народного протеста приведет к власти менее коррумпированное и более справедливое правительство, есть, и это может стать сигналом для соседних постсоветских государств, где царит диктатура.

Как Виктор Ющенко на Украине и Михаил Саакашвили в Грузии, лидерами революции в Киргизии являются бывшие официальные лица режима, которые стали его противниками. Возможно, в Киргизии понадобится посредничество международного сообщества. Так, вчера свою помощь в роли посредника предложила Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

После сфальсифицированных парламентских выборов, которые прошли в Киргизии три недели назад и послужили поводом для начала восстания оппозиции, американцы предупреждали Акаева о том, чтобы он не пытался вносить поправки в конституцию и идти на президентские выборы в третий раз. Однако, по всем признакам, как отмечает британское издание, именно это Акаев и собирался сделать или же подготовить себе нужного преемника, вначале сделав депутатами парламента своих ставленников, в том числе сына и дочь, отмечает The Guardian.

Die Presse: Реакция Москвы на революции напоминает реакцию слона, которого тянут за хвост

"Ближнее зарубежье", как Россия любит называть свой "задний двор", все больше живет по собственному ритму. Куда ни брось взгляд, везде революции. Кремль нервно и беспомощно реагирует на перевороты в бывших советских республиках. Сначала Грузия, затем Украина, теперь Киргизия. Реакция Москвы напоминала реакцию слона, которого тянут за хвост, пишет австрийская газета Die Presse, перевод которой приводит сайт Inopressa.ru. На Украине Владимир Путин открыто поддержал кандидата от истеблишмента, Виктора Януковича, и продолжал это делать даже тогда, когда махинации на выборах стали очевидными. Кремлевские авгуры не поняли, с каким отвращением украинский средний класс отвернулся от клана Кучмы.

Эта ошибка повторяется: из-за своего вмешательства Москва лишается симпатий даже в регионах, где она некогда имела много сторонников. В Абхазии, например, во время президентской кампании Путин помогал бывшему офицеру спецслужб Раулю Хаджимбе. В результате тот незамедлительно проиграл на выборах, отмечает издание.

Одна страна за другой освобождаются от удушающих объятий автократов, которые, несмотря на все упрямство, для Москвы были, по крайней мере, предсказуемыми. Беспрецедентная череда народных восстаний сметает коррумпированных властителей, которые все до одного пытались удержаться у власти при помощи грубых махинаций на выборах.

Все началось осенью 2003 года в Грузии. В ходе "революции роз" президент Эдуард Шеварднадзе поддался давлению вышедших на улицы людей и ушел в отставку. Год спустя "оранжевая революция" на Украине положила конец промосковскому клану президента Леонида Кучмы. В Молдавии, в свою очередь, коммунистический президент ловко сам встал в ряды народного движения, потребовав быстрого вступления в ЕС и незамедлительного вывода российских войск из Приднестровья. Теперь свергнут президент Киргизии Аскар Акаев, которого не так давно на Западе превозносили как демократа.

Внешняя политика Москвы в бывших советских республиках является агрессивной, но после поражений становится удивительно прагматичной: так, бывший министр иностранных дел Игорь Иванов в разгар "революции роз" прибыл в Тбилиси, чтобы заставить Шеварднадзе уйти в отставку. Тем самым Россия оградила "седого лиса" от мести и одновременно обозначила свое присутствие. Удивительно прагматичным было также и первое выступление Путина после "оранжевой революции". Тон главы Кремля был мягок, и он заявил, что с Киевом нет никаких принципиальных расхождений во мнениях.

Но попытки Москвы противостоять "пестрым революциям" выглядят беспомощно, потому что об их причинах, в числе которых коррупция, махинации на выборах, бедность, серьезно говорить не хотят. Втайне власть боится, что и в России "управляемая демократия" путинского типа может проиграть "западной демократии", пишет австрийская газета.

Теперь Путин назначил политолога Модеста Колерова руководителем отдела в администрации президента, который будет заниматься "региональными и культурными связями" с зарубежными странами, особенно со странами СНГ. Колеров должен будет "не допустить других революций на постсоветской пространстве". Он хочет, чтобы Россия сохранила присутствие в "ближнем зарубежье" и имела военные базы в Средней Азии и на Кавказе, и Украина тоже не должна превратиться в "марионетку Америки".

Новая опасность для России обнаружена - она исходит от Запада. В интернет-издании Regnum.ru, которым, как отмечает австрийская газета, руководит Колеров, под заголовком "Фронт против России", в частности, можно прочитать: нужно не допустить раскола России по Волге (на Волге живет много мусульман) и того, чтобы Брюссель управлял европейской частью России.

Над правителями Средней Азии нависла угроза

Между деспотическими правителями Средней Азии и оппозиционным движением началась гонка. Несомненно, последние события в Бишкеке заставят их либо ужесточить свою позицию, что, безусловно, произойдет в Узбекистане, либо ускорить передачу полномочий, пишет Le Figaro. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Но если в Киргизии, преимущественно аграрной и бедной стране, победа оппозиции не может повлечь за собой существенных последствий для экономики, в Казахстане "бархатная революция" должна будет считаться с нефтяным фактором. В Узбекистане существует проблема исламистского терроризма, который отнюдь не является выдумкой президент Ислама Каримова. Это еще больше затрудняет перспективы появления оппозиции в стране, являющейся союзницей США в Средней Азии.

После волнений в Киргизии режимам в Ташкенте и Астане не дает покоя один и тот же кошмар. Народ поднимается. Повсюду видны разноцветные шарфы. Милиция опускает руки или бросает оружие, лидеры оппозиции штурмуют здание парламента, дом правительства, президентский дворец, пишет издание.

Как только на юге Киргизии начались волнения, президент Узбекистана Ислам Каримов тут же закрыл границу, пролегающую в 3 км от Оша – бастиона киргизской оппозиции. Этот 67-летний человек пришел к власти в Ташкенте еще до распада СССР. Правозащитные организации всегда критиковали режим Ислама Каримова. Он правит своей страной железной рукой и уже много лет ведет беспощадную борьбу с фундаменталистами Ферганской долины – подпольной исламистской партией "Хизби Тахрир" (известна также под названием "Хизб ут-Тахрир". – Прим. NEWSru.ru) и Исламским движением Узбекистана (ИДУ) , ответственным за волну терактов 1999-2001 годов.

Недавно глава государства вновь обвинил в "подрывной" деятельности в Узбекистане иностранные неправительственные организации, которые нарушают узбекские законы с единственной целью – "принести в страну экстремистские идеи".

В Москве считают, что в самом опасном положении находится режим президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Все предвыборные кампании в Казахстане, благодаря которым он сидит у власти уже больше десяти лет, подвергались критике на Западе, а многочисленные процессы над оппозиционерами расцениваются международными организациями как "политические". Назарбаев 21 февраля подписал закон о борьбе с "экстремизмом", чтобы поставить барьер на пути мирных "революций". Как и Аскар Акаев, президент Казахстана подталкивает членов своей семьи к тому, чтобы придти ему на смену, отмечает Le Figaro.