Отдельные узлы системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) на АПЛ "Нерпа", где 8 ноября из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек, требуют серьезной доработки, заявил в интервью "Комсомольской правде" директор завода "Восток", филиала Амурского судостроительного завода в Большом Камне Геннадий Багин.
"В частности, будет усовершенствован "Молибден" - большая общекорабельная система управления. В особенности - пульт, активирующий систему пожаротушения ЛОХ", - сказал Багин. По его словам, "пульты включения ЛОХ в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, "защиту от дурака".
- Более 60 моряков будут представлены к госнаградам за участие в спасательной операции на "Нерпе"
"А там - открытая сенсорная панель, без защиты, даже без традиционного стеклышка, которое надо разбить, прежде чем ввести необходимую для запуска ЛОХ комбинацию клавиш. Кроме того, на Центральном пульте управления не видно, что в данный момент в одном из отсеков кто-то экспериментирует с сенсорной панелью. Это конструкторская недоработка. Ее необходимо исправлять", - указал директор завода "Восток". По его словам, причина ЧП - в сочетании и технического, и человеческого факторов.
Как сообщалось ранее, разработчик пульта общекорабельных систем нового образца для АПЛ "Нерпа" скончался за несколько месяцев до катастрофы, и систему настраивали перед испытаниями.
"На "Нерпе" испытывается новый образец "Молибдена", индийский вариант. Это "сырая" система, которая и раньше допускала сбои. Причина, возможно, заключается в том, что ее основной разработчик летом умер, и система три месяца стояла заброшенной. Только перед испытаниями ее вроде бы наладили... Я думаю, что 8 ноября ЛОХ запустилась из-за сбоя в "Молибдене", - сказал член сдаточной команды субмарины, инженер-механик Амурского судостроительного завода Сергей Стольников.
В начале ноября на АПЛ "Нерпа", изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. От отравления фреоном погибли 20 человек - трое военных и 17 гражданских специалистов. Всего на подлодке находилось 208 человек, из них 81 военнослужащий, остальные - члены сдаточной команды.
По версии следствия, виновник трагедии матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По данным следствия, матрос неверно откалибровал датчик температуры воздуха во втором отсеке АПЛ, что и могло вызвать срабатывание системы. Вследствие несанкционированных манипуляций с локальным пунктом управления в один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, из-за чего включилась система пожаротушения. Ранее сообщалось, что Гробову назначена психиатрическая экспертиза.
В понедельник матросу предъявлено обвинение по статье "причинение смерти по неосторожности двум или более лицам", сообщил журналистам глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Обвинение предъявлено по статье 109 часть 3 УК РФ, которая предусматривает до пяти лет лишения свободы. При этом глава СКП подчеркнул, что следствие не отказывается рассматривать и другие версии, в числе которых он назвал и техническую неисправность.
Более 60 моряков будут представлены к госнаградам за участие в спасательной операции на "Нерпе"
Более 60 военных моряков будут представлены к государственным наградам за участие в спасательной операции на атомной подводной лодке "Нерпа" в ноябре этого года, сообщили в службе информации и общественных связей Тихоокеанского флота, передает ИТАР-ТАСС.
Первым на помощь подводникам пришел экипаж большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря. На лодку с корабля была оперативно отправлена аварийно-спасательная партия, в составе которой находился военный медик старший прапорщик Александр Гончаров. Именно ему, в первые часы спасательной операции обязаны жизнью около десяти человек, поднятых на палубу субмарины.
Через час к спасению подводников подключились спасательное судно со специальным оборудованием "Саяны" и буксир СБ-522. Особо тяжелых пострадавших на берег доставляли и спасательные вертолеты ВВС и ПВО флота. Всего в спасательной операции было задействовано семь кораблей и судов, два летательных аппарата и около семисот человек.