Верховный представитель Европейского союза по внешней политике Хавьер Солана пытается возобновить диалог с Тегераном. Тем временем, великие державы изучают вопрос о санкциях, которые нанесли бы удар по ракетной и ядерной программам Ирана. Несмотря на категорические опровержения президента Махмуда Ахмади Нежада, эта страна по-прежнему подозревается в попытках создания атомной бомбы.
По утверждению западного источника, близкого к участникам дебатов, этот сюжет обсуждался в пятницу, 22 сентября, на совещании высокопоставленных дипломатов - американского, французского, британского, германского, российского и китайского. Согласно этому источнику, если возобновление диалога с Ираном (его примерная дата - 27 сентября) не состоится, пять постоянных членов Совета Безопасности (США, Франция, Россия, Великобритания, Китай) и Германия "без особых проблем" договорятся о введении санкций, пишет французская газета Le Monde.
"Под режим санкций попадут, прежде всего, ядерная и ракетная программы", - утверждает дипломат, упоминающий о возможном запрещении финансирования этих программ, введении эмбарго на передачу технологий, оборудования, услуг или персонала для работы по этим программам, а также о запрещении иранским ученым выезжать за рубеж. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
На совещании, которое проходило во время работы Генеральной Ассамблеи ООН, "русские согласились обсуждать вопрос о санкциях", и, по словам того же источника, "Китай против этого не высказался". В пятницу вечером еще не было возможности получить от этих двух стран подтверждения или опровержения данной информации.
США представлял третий человек в Госдепартаменте Николас Бернс, и Соединенные Штаты "требовали гораздо большего количества санкций", продолжает дипломат. В частности, они настаивали на запрете поездок за рубеж иранских руководителей, чьи банковские счета, считает Вашингтон, следует заморозить. Тем не менее, никакого проекта резолюции подготовлено не было.
Москва отказалась идти так далеко и потребовала исключения из режима санкций всего, что касается ядерного реактора в Бушере, построенного Россией для Ирана. Санкции "должны вводиться постепенно и с возможностью отмены", передает ее точку зрения источник, согласно которому разногласия между шестью странами "в большей степени касаются ритма и масштабности применения, чем самого принципа введения санкций".
Тегеран проигнорировал угрозы введения санкций, прозвучавшие 31 июля со стороны Совета Безопасности, который дал ему месяц на прекращение работ по обогащению урана. Но по инициативе Жака Ширака великие державы согласились в последний раз вернуться к диалогу, не ставя в качестве предварительного условия для этого приостановку обогащения урана.
Согласно французскому сценарию, оба лагеря должны обсудить повестку дня переговоров, которые затем начнутся с обоюдного "жеста доброй воли": западные страны согласятся спрятать под сукно проекты введения санкций, а Иран приостановит свою подозрительную деятельность. Несмотря на настойчивые усилия главы европейской дипломатии Хавьера Соланы, иранский переговорщик по ядерному досье Али Лариджани не приехал в Нью-Йорк между 18 и 23 сентября, чтобы начать дискуссии. Как полагают дипломаты, встреча может состояться в середине этой недели в Европе, но ни дата, ни место ее проведения не определены.
Возможно, утечки по поводу дебатов, касающихся введения санкций, имели своей целью оказать давление на Иран, чтобы склонить его к возобновлению диалога. По утверждениям из нескольких дипломатических источников, США дали европейским странам срок до начала октября: если результаты не будут достигнуты, они официально обратятся к Совету Безопасности с требованием введения санкций.