Катастрофа двух самолетов в небе над Россией снова подняла вопросы обеспечения безопасности в российских аэропортах
AP Photo
Катастрофа двух самолетов в небе над Россией снова подняла вопросы обеспечения безопасности в российских аэропортах В пресс-службе "Домодедово" утверждают, что "производится 100-процентное сканирование багажа, тщательный контроль проходят сами пассажиры и ручная кладь"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Катастрофа двух самолетов в небе над Россией снова подняла вопросы обеспечения безопасности в российских аэропортах
AP Photo
 
 
 
В пресс-службе "Домодедово" утверждают, что "производится 100-процентное сканирование багажа, тщательный контроль проходят сами пассажиры и ручная кладь"
Yahoo!
 
 
 
Однако, по наблюдениям корреспондента NEWSru.ru, вылетевшего накануне утренним рейсом из "Домодедова", ни у него самого, ни у окружающих сотрудники службы безопасности при осмотре не просили включать мобильные телефоны
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Корреспондент NEWSru.ru, вылетая в Москву, с удивлением обнаружил, что багаж там сканируют до регистрации на рейс, а от сканера до регистрационной стойки - метров 20
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Потенциальному террористу никто не мешает переложить огромный нож из багажа в ручную кладь и проследовать с ним на борт самолета
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Однако даже в столичных международных аэропортах работа службы безопасности не идеальна. У терористов есть несколько возможностей пронести взрывчатку на борт
Архив NEWSru.ru

Катастрофа двух самолетов в небе над Россией снова подняла вопросы обеспечения безопасности в российских аэропортах. Если одновременное падение двух самолетов, вылетевших из столичного аэропорта "Домодедово", было терактом, то возникают вопросы: могло ли на борту погибших лайнеров оказаться взрывное устройство или оружие, которое террористы могли использовать для захвата?

Обычные пассажиры регулярно сталкиваются с "недосмотрами" со стороны службы безопасности. После катастрофы пресс-службы аэропортов поспешили заверить, что меры безопасности усилены, однако эти утверждения не всегда соответствуют истине.

Например, в пресс-службе "Домодедово" утверждают, что "производится 100-процентное сканирование багажа, тщательный контроль проходят сами пассажиры и ручная кладь. Пассажиров просят включить мобильный телефон, чтобы убедиться, что это не замаскированное взрывное устройство".

Однако, по наблюдениям корреспондента NEWSru.ru, вылетевшего накануне утренним рейсом из "Домодедова", ни у него самого, ни у окружающих сотрудники службы безопасности при осмотре не просили включать мобильные телефоны.

По данным "МК", на прошлой неделе в "Домодедове" проходили учения на обнаружение взрывчатки и наркотиков. Одна из сотрудниц с чемоданом, в котором был муляж бомбы в виде будильника с проводами, должна была пройти через все досмотры и подняться на борт самолета. Ей это удалось.

Вопиющий случай халатной организации проверки багажа наблюдается в аэропорту города Сочи, куда, кстати, направлялся один из разбившихся самолетов. Корреспондент NEWSru.ru, вылетая в Москву, с удивлением обнаружил, что багаж там сканируют до регистрации на рейс, а от сканера до регистрационной стойки - метров 20. Потенциальному террористу никто не мешает переложить огромный нож из багажа в ручную кладь и проследовать с ним на борт самолета. В дальнейшем никакой проверки багажа нет.

Однако даже в столичных международных аэропортах работа службы безопасности не идеальна. Есть две возможности пронести взрывчатку на борт: либо она попадает туда в багаже, либо террорист-смертник (или несколько сообщников) проносит его через контрольные рубежи по частям, а собирает непосредственно на борту.

Недавний эксперимент журналиста британской The Sun показал, что бомбу целиком проще всего пронести сотруднику аэропорта. У пискнувшей рамки металлоискателя он просто объяснил охранникам, что у его ботинок железные носы. Его пропустили, и он закрепил 200-граммовую "бомбу" у бензобака самолета.

Пронести бомбу по частям тоже возможно. "Большая масса взрывчатого вещества здесь не нужна, главное - разгерметизировать самолет. Сложность лишь в том, чтобы пронести детонатор. Но мы не раз встречали подобные "игрушки", закамуфлированные, к примеру, под шариковую ручку", - пояснил технологию сборки "Независимой газете" неназванный эксперт.

Главная проблема российских аэропортов - отсутствие централизованной системы охраны. Везде приняты разные и далеко не совершенные меры безопасности. Возможно, они будут унифицированы сейчас, когда по указу президента Владимира Путина контроль за безопасностью передан в ведение МВД. Пока же очень многие пассажиры могут привести примеры разлада в работе служб безопасности из личного опыта.

Например, как указывают "Известия", особой "спецификой" отличается работа ГИБДД в крупнейшем российском аэропорте "Шереметьево". Часто подъезд непосредственно на пандус (или под него) близ самого здания аэропорта блокирован гаишниками (пассажиры должны тащить чемоданы в аэропорт пешком). Однако, во-первых, с ними можно "договориться" за некую сумму, во-вторых, и под, и на пандусе всегда имеются некие автомобили. Чтобы проникнуть в здание в обход металлоискателя, террористам достаточно повесить "блатные" госномера или подъехать на такси и заплатить ГИБДД за "теплое место" для "таксиста".

При регистрации пассажиров на рейсы контроль сильно варьируется в зависимости от направления: наиболее сильный контроль на "американские рейсы" (по требованию американских властей), там применяют особо современное оборудование. После окончания регистрации на эти рейсы его уносят.

Однако и здесь есть место халатности. Недавно корреспондент "Известий" был свидетелем прохождения регистрации в "Шереметьево-2" на рейс в Лос-Анджелес. Регистрационную стойку, где пассажиры, следующие на этот рейс, сдают багаж, огородили ленточкой. Трое сотрудников заставляли пассажиров открывать чемоданы и тщательно обследовали их содержимое. Однако из-за тщательного досмотра (на одного пассажира уходило в среднем пять минут) и всего трех досматривающих, скопилась огромная очередь. Поэтому некоторые россияне просто перелезали через ленточку и, минуя спецконтроль, шли на регистрацию. Сотрудники службы безопасности, склонившиеся над раскрытыми чемоданами, их просто не замечали.

По данным "Известий", некоторое время назад при аэропортовском "ВИПе" действовала такая "услуга", как пронос персоналом, к примеру, "кейса" с крупной суммой валюты, в обход таможни. Стоило это до 200 долларов.

При этом надо отметить, что в "Шереметьево-2" сегодня действует, пожалуй, самая строгая система проверки багажа и пассажиров по сравнению с другими аэропортами страны. В часы пик контроль за содержимым багажа снижается в абсолютном большинстве российских аэропортов.