Камско-Устьинский районный суд Татарстана в понедельник признал капитана сухогруза "Арбат" 60-летнего Юрия Тучина из Астрахани виновным в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении теплохода "Булгария" 10 июля 2011 года и приговорил его к штрафу в размере 130 тысяч рублей, сообщили в пресс-службе транспортной прокуратуры республики.
Приговор еще не вступил в законную силу, его можно обжаловать в течение 10 дней. Дело слушалось в особом порядке - без проведения судебного следствия, опроса свидетелей и потерпевших, поскольку капитан "Арбата" признал свою вину и сам ходатайствовал о такой процедуре. Потерпевшие (выжившие пассажиры и члены экипажа "Булгарии") и гособвинитель не возражали, передает "Интерфакс".
Гособвинение просило для капитана один год и два месяца лишения свободы условно с испытательным сроком три года, а также лишения права занимать должности, связанные с управлением судами водного вида транспорта, на три года. Статья 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) предусматривает до двух лет лишения свободы.
"Мы, в свою очередь, просили ограничить наказание штрафом. В итоге суд назначил моему подзащитному наказание в виде штрафа в размере 130 тысяч рублей", - сообщила в понедельник РИА "Новости" адвокат подсудимого Юлия Зарубина.
Процесс по делу Тучина дважды переносился - 21 ноября из-за неполной явки свидетелей и потерпевших, 16 декабря - из-за болезни обвиняемого. Капитана Тучина тогда госпитализировали из-за нервного срыва. "На фоне стресса у меня случился сердечный приступ. Врачи обнаружили сахарный диабет", - рассказал Тучин Life News. Также за капитаном осталось право управлять водными видами транспорта, отмечает издание.
Как сообщалось, ранее в ходе расследования дела Тучин заявлял, что признает свою вину лишь в том, что не остановился в районе трагедии. По его словам, к тому времени "Булгария" уже затонула, а в условиях шторма он видел лишь плоты, которые, приближаясь, мог раздавить. Но он сообщил об увиденном диспетчеру Камского Устья.
Аналогичное обвинение предъявлено и капитану барже-буксирного состава "Дунайский-66" Александру Егорову, который свою вину не признал. Его дело поступило в тот же районный суд, но затем по ходатайству части пострадавших процесс было решено перенести из Камско-Устьинского районного суда (по месту трагедии) в Московский районный суд Казани.
По версии следствия, 10 июля 2011 года капитаны обоих судов, следовавших по акватории Куйбышевского водохранилища на Волге в районе места крушения теплохода "Булгария", видя терпящих бедствие людей на спасательных плотах, в нарушение Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не приняли все возможные меры, необходимые для их спасения при отсутствии какой-либо опасности для судна и его экипажа.
Битва за двух капитанов
Поначалу на капитанов двух судов, прошедших мимо места крушения, гневно обрушились и чиновники, и общественность. Однако позднее выяснилось, что в этом деле все далеко
Выжившие пассажиры "Булгарии" пытались подать "Арбату" сигнал: один из людей снял майку, ее привязали к веслу и начали махать импровизированным флагом в воздухе. Но сухогруз все равно ушел вверх по Волге. Затем в том же направлении проследовал "Дунайский-66" с двумя баржами. Капитан последнего в своем рапорте сообщил: он не мог быстро отцепить баржи и развернуться, чтобы прийти на помощь, но сообщил о крушении по радиосвязи. Более того, капитан уже спешившего к месту катастрофы туристического судна "Арабелла" Роман Лизалин велел "Дунайскому-66" не вмешиваться в происходящее, чтобы не затруднить спасательную операцию, а двигаться дальше. Сам капитан "Арабеллы", матросы и пассажиры с которого первыми пришли на помощь тонущим людям, подтвердил, что команда буксира ни в чем не виновата.
По поводу действий капитана "Арбата" Лизалин сказал, что сухогруз шел сильно впереди, он лишь просматривался в бинокль. "Возможно, крушение "Булгарии" произошло уже за ним, и он его просто не заметил". "Хотя если видел и пошел дальше, это, конечно, преступление", - признал капитан.
Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария" затонул 10 июля на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. На борту находился 201 человек, спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.