После визита президента Владимира Путина в Сочи на строящиеся олимпийские объекты и внезапно выявившегося восьмикратного удорожания строительства эксперты обнаружили, что город стоит в субтропических горах. Большую аналитическую статью на тему будущего и настоящего олимпийских объектов подготовило агентство "Прайм". Показательно, что этот материал появился почти месяц спустя после поездки Путина в Сочи на мероприятия по случаю года до Олимпиады - тогда эта тема надолго стала центральной в СМИ.
Все опрошенные - предприниматель Владимир Потанин, бывший министр финансов Алексей Кудрин и вице-премьер Дмитрий Козак в один голос твердят, что не только будущее спортивных объектов в Сочи туманно, но туманно и настоящее - строительство многих сооружений уже заморожено, оказалось нецелесообразным или невероятно убыточным.
- Корреспондент NEWSru.ru побывал "за кулисами" путинской инспекции предолимпийского Сочи
Как следует из статьи, менее чем за год до Игр вскрылось очень много вопросов. Так, о проблемах с сочинским грунтом рассказал агентству Владимир Потанин, президент группы "Интеррос", занимающейся строительством горнолыжного курорта "Роза Хутор". "Вдруг неожиданно выяснилось, что это горы, что здесь есть оползни, здесь средняя глубина, на которую надо зарываться, чтобы поставить опорный столб, - два - три метра, а в некоторых и девять метров. Такова специфика грунта", - сказал он.
Козак пожаловался, что перед строительством трамплина была проведена специальная геологическая съемка, и выяснилось, что в Сочи очень сложная слоистая геологическая структура - горы резко обрываются в море, много болот, мелких рек, подземные воды. В результате все рушится и сползает - недаром в этом районе издревле была только узкая полоска суши вдоль моря.
Заместитель гендиректора "Базового элемента" Олега Дерипаски Андрей Елинсон и вовсе назвал просчеты "объективными причинами": "Увеличение затрат шло по объективным причинам, так как были допущены ошибки при проектировании и планировании работы объектов".
Кудрин признался, что инвесторы начали покидать Сочи: "Энтузиазм многих компаний был высоким, когда все начинали. Каждый выбирал себе какой-то кластер, какие-то виды спорта, место для застройки и считал, что внесет свой вклад в будущее олимпийского движения. Может, не представляли всех трудностей на пути, в том числе при взаимодействии и организации таких крупных комплексов и строек".
По данным агентства, уже заброшено строительство целого ряда гостиниц - и Сочи может оказаться перед огромной проблемой, где селить гостей и спортсменов.
Постепенно сворачивается строительство портов, экономическую целесообразность которых тоже как-то не подсчитали заранее - в Сочи более выгодно доставлять грузы воздухом или железной дорогой.
И очень важный момент - непонятно, что делать со всем построенным после Олимпиады. Инвесторы уже требуют налоговых льгот, продавать построенное жилье просто некому - цены запредельные, а работы в Сочи нет даже для уже давно живущих там людей - на олимпийских стройках всех вытеснили гастарбайтеры. Многие дома так и останутся стоять недостроенными.
То же самое и со спортивными сооружениями - кто приедет в Сочи кататься на коньках и лыжах - неясно: слишком дорого, а сервис как был советским, так и остался. У европейцев, да и у многих русских, освоивших лыжи и сноуборды, есть уже проторенные пути во Францию, Австрию, Италию, где все в разы дешевле, а жители любезно улыбаются и доброжелательно смотрят.
"Мы построили шикарную долину, но мы ее не можем наполнить жизнью. Там мало арендаторов, мало магазинов, ресторанов и всего остального. Помимо коммерческого аспекта, существует аспект: хотелось бы, чтобы это все жило. Нам предстоит договариваться, чтобы более ясной была процедура, как все это делать: сдавать в аренду, продавать впоследствии", - подводит итог Потанин о своем инвестпроекте "Роза Хутор". Напомним, что это место - скопление гостиниц - как раз-таки выглядит единственным на территории Большого Сочи, где, по выражению побывавшего там корреспондента NEWSru.ru, ненадолго оставляет ощущение большой стройки - внешне оно почти готово. В так называемом прибрежном кластере объектов гостиницы не готовы вовсе.