Стали известны новые подробности гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина - у экипажа самолета вообще не было парашютов, стропы были не оборваны, а аккуратно обрезаны
Архив NEWSru.ru
Стали известны новые подробности гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина - у экипажа самолета вообще не было парашютов, стропы были не оборваны, а аккуратно обрезаны Заключение правительственной комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, до сих пор не обнародовано
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Стали известны новые подробности гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина - у экипажа самолета вообще не было парашютов, стропы были не оборваны, а аккуратно обрезаны
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Заключение правительственной комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, до сих пор не обнародовано
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Появился ряд версий причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина
Архив NEWSru.ru

Стали известны новые подробности гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина - у экипажа самолета вообще не было парашютов, стропы были не оборваны, а аккуратно обрезаны. Заключение правительственной комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, до сих пор не обнародовано. Появился ряд версий причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина, пишет "Комсомольская правда".

Правительственная комиссия "по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза полковника Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника Серегина" решением ЦК КПСС была создана на следующий день - 28 марта 1968 года. Однако спустя некоторое время выводы ее работы были засекречены, а вскоре комиссию и вовсе закрыли "по-тихому".

Единственным официальным документом о гибели Гагарина и Серегина остается некролог: "В результате катастрофы при выполнении тренировочного полета", подписанный Политбюро ЦК КПСС. Но и в нем нет ни слова о причинах смерти пилотов.

"Представьте себе, густой лес под Киржачом. Конец холодного марта. Снег по пояс. Шестиметровая воронка. Удар был такой силы, что пятитонный самолет разлетелся вдребезги, будто хрустальную вазу грохнули о бетонный пол. Детали УТИ МиГ-15 залиты топливом, перемешаны со снегом и землей", - пишет автор статьи Александр Милкус.

Солдаты раз за разом прочесывают лес. В восточном, южном и западном направлениях - до 5 км от воронки, в северном, откуда подлетал самолет, - до 12 км. К середине апреля в радиусе 3 км начисто вытоптана молодая трава.

"Там, где упал самолет, грунт просеивают мелким ситом, - продолжает Милкус. - Фантастика: удалось собрать больше 90% того, что осталось от истребителя. Обычно разыскивают процентов 40-60%".

Место катастрофы нашли не сразу. С воздуха пытались углядеть белые купола парашютов катапультировавшихся летчиков. А их не было. Воронку обнаружили в густом лесу. Спустя шесть часов вокруг места трагедии выставили оцепление. Первые специалисты, которые 28 марта осмотрели место падения самолета, были шокированы: парашютов у экипажа вообще не было. Стропы не оборваны, а аккуратно обрезаны.

Версия № 1. Теракт. Неизвестный отрезал парашюты, чтобы летчики не смогли катапультироваться. Враги подстроили аварию, поэтому и возможности спастись у пилотов не было.

Исчезновение парашютов, обраставшее версиями и домыслами, со временем трансформировалось в такой бред: тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев повелел уничтожить Гагарина, позавидовав его славе и популярности".

Но мало кто знал, что через три дня сотрудники КГБ разыскали пропажу в одной из соседних деревень. Все было банально: прежде военного оцепления к самолету пробрались мародеры из соседней деревни и умыкнули парашюты, охотясь за их тканью.

Версия № 2. Птица. Еще одна находка комиссии - тушка сойки в грунте. Сразу же возникло предположение: самолет Гагарина столкнулся с птицей и из-за этого сорвался в пике. Вызвали академиков-орнитологов. Те не просто выяснили, что никакого столкновения птахи с самолетом не было, а даже определили: на сойку напал ястреб-тетеревятник. И нарисовали, с какой стороны он ее атаковал.

Версия № 3. Пьянство. Серегин с Гагариным были пьяны. Да, за два дня до рокового полета Гагарин и Серегин выпили по паре рюмок на юбилее замполита Центра подготовки космонавтов Крышкевича. Выпили и отправились по домам. 26 марта ни один, ни другой к спиртному не притрагивались.

Вообще народная молва давно записала Гагарина в пьющие. И, надо сказать, поводов спиться у Юрия Алексеевича было предостаточно. Как начались застолья после 12 апреля 1961-го, так и не прекращались. И с партийным чиновничеством, и с военным начальством, и на заграничных приемах. Все звали к себе первого космонавта. И хотели выпить.

Но день 27 марта не задался ни у Гагарина, ни у Серегина. У Юрия Алексеевича что-то произошло с машиной, на Чкаловский аэродром он поехал на автобусе. Уже заскакивая в салон, спохватился - нет пропуска. Летчики уговаривали не возвращаться, однако Гагарин ответил: "Не положено!". Вернулся - у летчиков одна из самых страшных примет.

У Владимира Сергеевича в то же утро, уже после предполетного медосмотра, состоялся неприятный разговор с начальником Центра подготовки космонавтов генералом Кузнецовым. К самолету Серегин пришел хмурым".

Версия № 4. Неисправность техники. Самолет старый, изношенный, метеослужбы не проверили, насколько погода позволяет тренировочные полеты. И самолет, занимавшийся метеоразведкой, приземлился лишь за минуту до вылета гагаринского самолета.

"Черных ящиков" на УТИ МиГ-15 не ставили. Были самописцы, записывающие скорость и высоту. В тот день в самописец самолета Гагарина забыли вставить бумажный листок.

Полет должны были вести два радиолокатора. Один отслеживал движение самолетов по курсу (как бы в плоскости), другой - по высоте. Это важно: в одно время в одном районе с УТИ МиГ-15 на разных высотах работали семь (!) машин. В этот день высотная РЛС не работала. А экран курсовой не фотографировали через каждые 30 секунд, как было положено.

Комиссия выяснила - на полет учебного истребителя эти "мелочи" не повлияли. До столкновения с землей машина была в полном порядке. Другое дело, что именно данных самописца и РЛС недоставало, когда стали выяснять, что же произошло с экипажем.

Версия № 5. Человеческий фактор. Один из самых авторитетных исследователей трагедии 27 марта генерал-лейтенант Сергей Михайлович Белоцерковский убежденно доказывал: УТИ МиГ-15 попал в вихревую струю пролетавшего поблизости самолета, потерял управление, свалился в штопор и погиб. Этой же версии придерживается и знаменитый космонавт Алексей Архипович Леонов.

Версия № 6. По мнению космонавта №2 Германа Титова, самолет столкнулся с метеозондом (их часто запускали, чтобы получить информацию о погоде). Метеозонд - шар, наполненный газом, к которому прикреплена увесистая капсула с приборами. Вот она-то долбанула по фонарю машины. Произошла разгерметизация. Самолет свалился в пике.

Солдаты и вправду нашли в районе падения УТИ МиГ-15 десятки метеозондов. Все они были старые. Мало того, инженерам удалось разыскать более 94% остекления фонаря самолета. Осколки склеили вместе. Если бы фонарь разрушился на большой высоте, вряд ли бы осколки так кучно легли в воронку. Значит, остекление самолета в воздухе было цело.

У Политбюро не было желания докопаться до истины, считал академик Валентин ГЛУШКО, один из основателей советской космонавтики. "Я хорошо помню, как в 1987 году отец мне рассказывал, почему так и не выяснили, что произошло с Гагариным и Серегиным, - вспоминает сын академика Александр Глушко. - Он считал, что дело не в запутанности самих событий 27 марта, а в том, как их пытались проанализировать".

По его мнению, крупное начальство (вплоть до членов Политбюро) не имело ни малейшего желания докопаться до истины. Поэтому плохо была организована работа по взаимодействию подкомиссии, отвратительно подобран аналитический отдел. "В конечном итоге, - говорит сын академика, - любой профессиональный следователь, имеющий техническое образование, принес бы больше пользы, чем те, кто делал окончательное заключение о причинах гибели первого космонавта".