Константин Добрынин направил в Роскомнадзор запрос, в котором просит проверить запрет ведомства на упоминание в СМИ причин совершения самоубийства онкологическими больными на соответствие законодательству и Конституции РФ
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Константин Добрынин направил в Роскомнадзор запрос, в котором просит проверить запрет ведомства на упоминание в СМИ причин совершения самоубийства онкологическими больными на соответствие законодательству и Конституции РФ По мнению сенатора, недавнее требование Роскомнадзора исключить упоминание причины суицида онкобольных из текста новости на сайте "Православие и мир" может противоречить ст. 29 Основного закона
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Константин Добрынин направил в Роскомнадзор запрос, в котором просит проверить запрет ведомства на упоминание в СМИ причин совершения самоубийства онкологическими больными на соответствие законодательству и Конституции РФ
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
 
 
 
По мнению сенатора, недавнее требование Роскомнадзора исключить упоминание причины суицида онкобольных из текста новости на сайте "Православие и мир" может противоречить ст. 29 Основного закона
Фото NEWSru.ru
 
 
 
В своем запросе сенатор ссылается на постановления Конституционного суда РФ, в которых тот неоднократно указывал, что "ограничения прав и свобод во всяком случае не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания"
Города и Страны

Член Совета Федерации Константин Добрынин направил руководителю Роскомнадзора Александру Жарову запрос, в котором просит проверить запрет ведомства на упоминание в СМИ причин совершения самоубийства онкологическими больными на соответствие законодательству и Конституции РФ.

В частности, по мнению сенатора, недавнее требование Роскомнадзора исключить упоминание причины суицида онкобольных из текста новости на сайте "Православие и мир" может противоречить ст. 29 Основного закона о праве гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закрепленном также в международном законодательстве, передает ТАСС.

"Подробное описание процесса самоубийства может способствовать совершению детьми самоубийств", - признает Добрынин. Вместе с тем, по его мнению, упоминание причины совершения самоубийства, "в особенности, когда данная причина связана с существенными проблемами реализации гражданами своих прав в жизненно важной сфере, не может трактоваться как информация, побуждающая детей к причинению вреда своему здоровью".

"Тем более в том случае, когда информация является социально значимой и без ее понимания полнота, целостность и сама суть информационного сообщения будет утеряна, а ее замалчивание может привести к еще большим жертвам", - подчеркивает парламентарий.

Также в своем запросе он ссылается на постановления Конституционного суда РФ, в которых тот неоднократно указывал, что "ограничения прав и свобод во всяком случае не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания".

"В рассматриваемом же случае установление запрета на упоминание причины совершения самоубийства фактически лишает граждан права на получение достоверной информации, а также не позволит в должной мере осветить проблемы онкобольных в сфере обеспечения их необходимыми лекарственными средствами, отсутствие решения которых в отдельных случаях может привести к гибели людей", - полагает Добрынин.

В этой связи он просит главу Роскомнадзора разобраться в сложившейся ситуации и проанализировать решение возглавляемого им ведомства.

Как теперь писать о суицидах?

Напомним, 19 марта главный редактор сайта "Православие и мир" Анна Данилова сообщила, что Роскомнадзор вторично потребовал от портала внести изменения в новость месячной давности про суицид двух онкобольных в Москве, удалив упоминание о том, каким способом были совершены эти самоубийства и о причинах, толкнувших людей на роковой шаг.

Первое предупреждение от Роскомнадзора в адрес данного сайта было направлено 27 февраля. Тогда из той же новостной заметки убрали информацию о том, каким способом был совершен суицид.

На тот момент это были восьмой и девятый случаи самоубийств в столице из-за онкологии, зарегистрированных в столице с начала февраля, и за ними последовали другие.

Все требования надзорного ведомства были своевременно выполнены, подчеркнула она, но после второго предупреждения Роскомнадзора, по ее словам, стало совершенно непонятно, "как писать о проблеме и делать это так, чтобы не вызывать нареканий со стороны различных инстанций".

"Ранее наш проект "Суициду нет!" также получал предупреждения, хотя все материалы сайта направлены на борьбу с самоубийствами и проверены кризисными психологами", - отметила Данилова, выразив уверенность, что эту проблему не надо "замалчивать", особенно в свете сложившейся в стране ситуации с обеспечением онкобольных обезболивающими препаратами.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский тогда пояснил, что на упомянутом сайте было размещена информация о способах самоубийства, что запрещено законом, но претензии по этому поводу переадресовал: "Решения о признании запрещенной информации о самоубийствах принимает Роспотребнадзор".

А в Роспотребнадзоре сослались на некую методичку, "разработанную научным сообществом" для работы с материалами, в которых содержатся упоминания о суициде, подчеркнув, что "акцент тут делается не на онкобольных", а на том, чтобы "суицид не преподносился как способ выхода из сложной ситуации".

Закон, позволяющий властям требовать от СМИ удаления информации о "пропаганде суицида", действует России с 2012 года. В нем указано, что запрещены к публикации любые призывы к совершению суицида и описание способов самоубийства. Однако, как отмечали СМИ, в этом документе нет ни слова про запрет на упоминание о причинах самоубийства.

В этом связи специалисты и блоггеры предположили, что теперь Роскомнадзор под видом "борьбы с пропагандой подростковых самоубийств" решил бороться с появлением в СМИ новостей о суициде онкобольных.

"Не говорить о причинах самоубийства - преступление"

19 марта не телеканале "Дождь" состоялась дискуссия о том, из-за чего онкобольные в России недополучают обезболивающих и почему запрещают оглашать причины самоубийств в СМИ. Участвовавшая в обсуждении журналист и автор проект "Победить рак" Катерина Гордеева заявила, что "не говорить о причинах самоубийства - преступление".

Другой участник дискуссии, главный онколог европейской клиники Андрей Пылев признал, что система снабжения онкобольных болеутоляющими препаратами в России "работает действительно плохо, и мы в последние месяцы получаем все больше тому подтверждений".

Он отметил, что себестоимость лекарственных наркотических препаратов для медиков минимальная. Эти препараты "стоят копейки" и вовсе не являются дефицитными. Вся проблема, по его мнению, заключается только в "бюрократической машине, которая препятствует нормальной выдаче этих препаратов онкологическим пациентам".

Мэрия: онкобольные убивают себя не из-за отсутствия обезболивающих

Ранее, в конце февраля заместитель мэра Москвы Леонид Печатников объявил, что череда самоубийств онкологических больных в столице не связана с отсутствием или дефицитом обезболивающих препаратов.

По его данным, из 70 человек, покончивших с собой в Москве в течение февраля, только 10 страдали онкологией, причем "только семеро из них знали о своем диагнозе, у остальных он был поставлен только после судебно-медицинского исследования".

Заммэра предположил, что причиной суицида могло стать поражение головного мозга, вызвавшее расстройство психики, передавал "Интерфакс". Примерно то же самое Печатников говорил годом ранее, когда в Москве за две недели февраля покончили с собой восемь больных раком.

Между тем волна самоубийств онкологических больных, открытая гибелью в феврале 2014 года контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, уже послужила поводом для проведения проверок в системе здравоохранения и принятия нового закона об обезболивании, который вступит в силу летом 2015 года. Предполагается, что документ облегчит родным раковых больных получение обезболивающих препаратов. Федеральное правительство работает над проектом по импортозамещению лекарств для онкобольных.