Процедуру помилования хотят облегчить
Архив NEWSru.ru
Процедуру помилования хотят облегчить Зачастую это занимает очень много времени. "До решения может пройти полгода, а то и больше", – заметил Коновалов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Процедуру помилования хотят облегчить
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Зачастую это занимает очень много времени. "До решения может пройти полгода, а то и больше", – заметил Коновалов
pravda-nn.ru
 
 
 
Поскольку на помилование в основном претендуют люди, совершившие не тяжкие преступления, чаще всего они успевают отбыть весь срок наказания
Вести

Министр юстиции Александр Коновалов выступил за реформирование института помилования в России. По мнению главы ведомства, сейчас он "довольно громоздкий" и его необходимо упростить, в том числе и по срокам рассмотрения прошений, пишет "Независимая газета".

"Одна из основных проблем состоит в том, что институт помилования претерпевает довольно серьезную конкуренцию со стороны института условно-досрочного освобождения (УДО)", - отметил министр, выступая на дне открытых дверей в Российской академии правосудия в субботу.

Нынешняя схема предполагает сначала обращение заключенного в администрацию колонии, затем переброску его бумаг в региональную комиссию по помилованию, потом согласование с главой субъекта РФ и лишь затем поступление документа к президенту.

- Посредниками между заключенными и президентом могут стать священники
- Дмитрий Медведев помиловал первую группу осужденных в 2009 году - 12 человек

Зачастую это занимает очень много времени. "До решения может пройти полгода, а то и больше", – заметил Коновалов.

Поскольку на помилование в основном претендуют люди, совершившие не тяжкие преступления, чаще всего они успевают отбыть весь срок наказания или в лучшем случае получить условно-досрочное освобождение (УДО), пояснил он.

Кроме того, помилование должно касаться и лиц, осужденных за тяжкие преступления, считает Коновалов, что, по его словам, редко встречается в действующей практике. "Есть случаи, когда человек, может быть, совершил тяжкое преступление, но под влиянием тяжелых обстоятельств", - пояснил он.

В качестве примера министр привел случай, когда муж, у которого изнасиловали жену, предпочел выбрать самосуд и убил двух человек. "Понятно, что это - преступление, причем, злодейское. Но есть и оправдывающие моменты. Может быть, ему достаточно было бы отбыть половину срока, и если он продемонстрировал бы, что преступление было случайным, он, может быть, мог бы претендовать на помилование", - цитирует главу Минюста ИТАР-ТАСС.

Министр заключил, что институт помилования "нуждается в развитии и сейчас обсуждаются механизмы, как сделать это развитие перспективным".

Посредниками между заключенными и президентом могут стать священники

Между тем, эксперты напоминают, что по Конституции помилование – это исключительное право президента. Оно отличается от амнистии тем, что это всегда индивидуальная просьба гражданина, тогда как амнистия – это решение об освобождении неопределенного круга лиц, подпадающих под заданные в ней условия.

Таким образом, президент сам решит, как выстроить механизм применения помилования. Главе государства советуют усилить в этом деле роль самого Минюста, а на роль посредников между заключенными и президентом предлагают священников.

Ранее Борис Ельцин установил такую систему: заключенные обращаются в федеральную комиссию, возглавлять которую было поручено писателю Анатолию Приставкину, а та уже готовит предложения для президента.

Однако в 2002 году решением тогдашнего президента Владимира Путина федеральная комиссия была упразднена. Вместо нее были созданы региональные, которые проводили предварительный отбор. После согласования кандидатов на помилование с главой региона материалы и отправлялись в Москву – в администрацию президента.

Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, который, по его словам, имел дело с обеими системами, давать им оценки не стал. Но отметил, что факты говорят сами за себя: при Ельцине "через узкое бутылочное горлышко, как называли комиссию Приставкина, проходило людей больше, чем через нынешнюю систему". Сейчас же, заметил он, помилований гораздо меньше, хотя и не стал судить, хорошо это или плохо.

Член Московской городской коллегии адвокатов Олег Щербаков уверен: нынешнюю систему надо менять – "правоохранительные органы, занимающиеся на местах вопросами помилования, практически бесконтрольны". "В нашей коррумпированной стране, – добавил адвокат, – сложилась когорта вертухаев-тюремщиков, которые тянут деньги с родственников. Говорят им: вот твой что-то начудил, а ты изволь-ка за него рассчитаться, чтобы его помиловали..." Щербаков считает важным, чтобы в местах лишения свободы присутствовали священники, которые, "общаясь с заблудшими душами, могли рекомендовать кого-то для помилования".

Крашенинников против предложений некоторых правозащитников насчет специального федерального закона о процедуре помилования. По его словам, "это исключительное полномочие президента России, и его нельзя регулировать даже законом". Не призывает он вернуться и к ельцинской схеме. Действующую же в настоящее время он упрекает лишь в одном недостатке. "Ведь если в Конституции есть право человека просить о помиловании, а региональные комиссии такие просьбы фильтруют, то получается, что мы не удовлетворяем надежды людей – законные они или нет", – сказал глава думского комитета. Однако главное, что в этом случае, "мы дискредитируем конституционные нормы и о праве гражданина, и о праве президента".

Поэтому, по мнению Крашенинникова, систему, возможно, стоило бы модернизировать так, чтобы сбором материалов по помилованию занялся Минюст.