Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга компании ЮКОС Владимир Переверзин, недавно вышедший на свободу после почти восьми лет заключения, дал первое интервью прессе
www.novayagazeta.ru/
Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга компании ЮКОС Владимир Переверзин, недавно вышедший на свободу после почти восьми лет заключения, дал первое интервью прессе "Одной из главных улик против меня была моя трудовая книжка, из которой следовало, что я работаю в ЮКОСе. Только за это меня и бросили в тюрьму, за то, что я работал на ЮКОС", - рассказал Переверзин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга компании ЮКОС Владимир Переверзин, недавно вышедший на свободу после почти восьми лет заключения, дал первое интервью прессе
www.novayagazeta.ru/
 
 
 
"Одной из главных улик против меня была моя трудовая книжка, из которой следовало, что я работаю в ЮКОСе. Только за это меня и бросили в тюрьму, за то, что я работал на ЮКОС", - рассказал Переверзин
RTV International
 
 
 
В марте 2007 года Переверзин был осужден на 11 лет колонии строгого режима по статьям 160 УК РФ (присвоение или растрата) и 174 УК РФ (легализация денежных средств)
Вести

Бывший заместитель директора дирекции внешнего долга компании ЮКОС Владимир Переверзин, недавно вышедший на свободу после почти восьми лет заключения, дал первое интервью прессе. Он поведал некоторые подробности о своей жизни в тюрьме и признался, на что готов был пойти, когда потерял надежду на условно-досрочное освобождение.

"Одной из главных улик против меня была моя трудовая книжка, из которой следовало, что я работаю в ЮКОСе. Только за это меня и бросили в тюрьму, за то, что я работал на ЮКОС", - рассказал Переверзин в интервью The Financial Times. Перевод статьи публикует Inopressa.

Напомним, фигурант "дела ЮКОСа" был освобожден 15 февраля этого года. Под стражей Переверзин, помимо работы в нефтяной компании руководивший двумя зарегистрированными на Кипре компаниями, находился с конца 2004 года. По версии следствия, именно Переверзин через свои компании помогал ЮКОСу сбывать нефть и легализовывать полученные средства. "Отмыть" удалось, как объявили в суде, 8,5 миллиардов долларов из 12 миллиардов похищенных денег.

Помимо Переверзина, как счел суд, в фиктивных сделках участвовали главы подконтрольных ему компаний Владимир Малаховский и Антонио Вальдес-Гарсиа, которые были осуждены на 12 и восемь лет тюрьмы соответственно. Вальдес-Гарсия, впрочем, успел покинуть страну и обосноваться в Испании.

В марте 2007 года Переверзин был осужден на 11 лет колонии строгого режима по статьям 160 УК РФ (присвоение или растрата) и 174 УК РФ (легализация денежных средств) и направлен в исправительную колонию в поселке Мелихово во Владимирской области.

Первый из тех, кто не сломался, но вышел на волю

В мае 2010 года в связи со смягчением санкций статьи 174 ("отмывание денег") суд сократил срок пребывания Переверзина в колонии до 8,5 года. После этого осужденный был переведен в колонию общего режима в соседних Петушках, тогда он подал прошение об УДО.

Осенью 2010 года СМИ подробно писали об обстоятельствах, при которых Переверзин лишился возможности досрочно освободиться. Он дал показания на втором процессе по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя "Менатепа" Платона Лебедева. Он заявил, что во время следствия по его делу ему предложили пойти на сделку: дать ложные показания против Ходорковского и получить взамен условный срок. Адвокаты Переверзина сообщили тогда, что ему дали понять, что активно защищать Ходорковского в суде не стоит.

В марте 2011 года вступили в силу очередные поправки в УК, отменяющие нижний предел наказаний по экономическим статьям. Однако Петушинский районный суд в ответ на ходатайство Переверзина сократил его срок только на два месяца. Лишь спустя почти год срок отбывания наказания Переверзину сократили на год и два месяца. Тогда, так как исчислявшийся с 2004 года срок заключения истек, бывший бизнесмен вышел на свободу.

Он стал первым из осужденных топ-менеджеров ЮКОСа, которому удалось добиться освобождения без сотрудничества с правоохранительной системой: он не признал вины, не погасил вмененный ему ущерб, отмечает "Коммерсант".

"Либо отозвать иск, либо они меня убьют или я убью кого-нибудь"

"Входя в ворота тюремной колонии, попадаешь в 1930-е. В нашей стране царит юридический хаос, при котором следствием официальной политики становятся ложь, лицемерие и произвол. Нельзя считать государство цивилизованным и современным, когда всего в 100 км от Москвы творятся такие вещи", - рассказал Переверзин FT.

В карантине колонии Переверзина, по его словам, "заставляли маршировать по два часа три раза в день". "Еда состояла из едва съедобной массы, которую забирали почти сразу после того, как приносили", - вспоминает бывший заключенный. - Бараки переполнены, а в туалет в темное время суток невозможно было войти - столько там было нечистот". Переверзин работал в швейном цеху, и воздух, по его словам, там был настолько насыщен химикатами, что ему, астматику, трудно было дышать.

Экс-менеджер ЮКОСа рассказал, что после перевода из мелиховской колонии во Владимир лишился надежды на УДО: "Я понял, что у меня только две возможности: либо отозвать иск, либо они меня убьют или я убью кого-нибудь. Но забирать его я не хотел. Я столько вытерпел ради того, чтобы получить УДО. Я скрепил вместе несколько лезвий для бритья и собирался вскрыть живот, чтобы мои внутренности почти выпали наружу. Тогда им пришлось бы перевести меня в больницу". Однако он не успел сделать достаточно глубокий надрез - другие заключенные ему помешали.

С представителями российских изданий Переверзин после освобождения еще не общался. Новости о нем поступали в СМИ только через пресс-центр Ходорковского и Лебедева. В частности на минувшей неделе пресс-служба движения в поддержку опальных бизнесменов сообщила подробности об освобождении Переверзина.

"Сердце мое разрывалось, мне хотелось и плакать, и смеяться. Я сам не верил и не осознавал, что я свободен... После всего того, что со мной произошло во время заключения, я ожидал любых пакостей и провокаций. И они не упустили возможности напоследок, хоть немного, но напакостить", - рассказал Переверзин. По его словам, в день освобождения его разбудили не в 10 утра, как положено, а в 06:00. Затем его долго допрашивали, чтобы убедиться, что освобождают того, кого нужно.

После того, как удалось добраться до близких, вспоминает Переверзин, арестантскую одежду сложили в сумку и сожгли на обочине дороги.

"Буду голосовать за Прохорова"

Переверзин по-прежнему отрицает все обвинения и настаивает, что его бизнес был законным и полностью прозрачным.

"Не то что моего участия в преступной деятельности не было, такой деятельности не было как таковой... Мне казалось, что вот-вот меня должны отпустить, что это какая-то чудовищная ошибка", - цитирует бывшего топ-менеджера пресс-центр Ходорковского и Лебедева.

В понедельник, 27 февраля, Переверзин впервые после освобождения пообщался с представителями российских СМИ. В ходе пресс-конференции в Москве он заявил, что намерен подать заявление в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудников колонии, препятствовавших его условно-досрочному освобождению.

"Это была вторая по счету колония, куда меня перевели из колонии строгого режима, находящийся в поселке Мелихово. Всего я отбывал наказание в трех колониях во Владимирской области", - цитирует Переверзина "Интерфакс". По его словам, его перевели с блестящей характеристикой: "Я думал, что ничто не препятствует моему УДО".

"Вскоре меня вызывает начальник отряда и говорит расписаться о взыскании. В документе о взыскании написано, что якобы я при поступлении устроил дебош. Я подписал, но сказал что с этим не согласен и подал иск в суд. Однако был вынужден иск отозвать", - сказал он. При этом Переверзин подчеркнул, что "не исключает реакции на заявление и предпринял соответствующие меры безопасности".

Он также сообщил, что "с первого дня задержания на него оказывалось давление". "Как только меня задержали в 2004 году, ко мне приходили какие-то люди, предлагали признать свою вину, дать показания на первых лиц ЮКОСа, иначе мне дадут 12 лет. Позже уже в 2010 году ко мне в колонию приезжали следователи и оказывали давление в связи со вторым процессом по делу ЮКОСа", - сказал он.

Бывший бизнесмен намерен найти работу и принимать активное участие в политической жизни государства.

"Возможно у меня будут проблемы. Я по профессии экономист. Конечно, здоровье немного подорвано, навыки утрачены, но я полон сил и надеюсь найти свое место в жизни, - сказал бывший заключенный. - Я намерен принимать участие в политической жизни страны, ходить на акции "За честные выборы". А на президентских выборах я буду голосовать за Михаила Прохорова".