На молодежный форум "Селигер" в Тверской области в пятницу на воздушном шаре прилетел глава ЦИК Владимир Чуров. Шар был красный, украшенный лозунгами и надписями вроде "Не комплексуй - голосуй!", "Помни, ты выбираешь власть!" и "Общение на высоте". По сведениям одних источников, молодежь в лагере отреагировала с восторгом, по данным других - расстроилась из-за того, что тот предпочел красный шар голубому вертолету волшебника. (Прим. NEWSru.ru - хотя такой способ перемещения напоминает скорее сказочного персонажа Гудвина - вовсе не волшебника, а умелого мистификатора.)
От "титула" волшебника Чуров отказался еще в январе, уступив его нарушителям на выборах, организованных, по его словам, честными людьми. Главе ЦИК больше по нраву образ талантливого инженера и ученого, руководителя отряда путешественников Сайреса Смита из романа Жюля Верна "Таинственный остров". Встретившие его участники "Селигера" узнали об этом по надписи на его футболке, сообщает ИТАР-ТАСС.
Как и подобает Смиту, Чуров прибыл не один - среди сопровождающих его лиц замечен начальник Управления делами аппарата ЦИК, военный летчик, генерал-майор запаса, Герой России Анатолий Сафронов. При этом полет готовился в ЦИК в обстановке строгой секретности, особое внимание уделили безопасности.
По прибытии Чуров приступил к общению с молодежью, осмотру арт-объектов "Селигера", а затем отправился читать лекцию. Как сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь секретарь Росмолодежи Анна Бирюкова, главе ЦИК не понравился оранжевый человечек, которого выбрали символом заключительной - четвертой смены форума "Политика и гражданское общество". "Чуров посчитал, что это символ революции", - сказала Бирюкова.
А отвечая на вопрос агентства, планирует ли Чуров и обратно улететь на воздушном шаре, пресс-секретарь сказала: "Мне кажется, он на велосипедах улетит. Они попросили у нас велосипеды".
Позже сам глава ЦИК объяснил, что воспользовался воздушным шаром, поскольку такой вид путешествия, описанный в романе Верна, "запал в душу" с детства. "В детстве я читал всякие хорошие книжки. Сейчас уже как бы их не читают", - посетовал он.
Выступая перед участниками "Селигера", Чуров порадовал непрерывной чередой абстрактных рассуждений и целой серией запоминающихся фраз, балансирующих на грани тонкого юмора и нездоровых ассоциаций. Так, он признался, что среди молодежи почувствовал себя молодым "козликом", пошутил, что молодежь "выходит из детства", а он, Чуров, в него "впадает", призвал молодежь "попробовать, каким острым соусом намазан бутерброд власти", отметив при этом, что не стал употреблять двусмысленное слово "хрен", а также сравнил избирательную систему в мирное время с "ракетно-ядерным щитом во время войны".
Слово "хрен" из выступления он исключил потому, что оно имеет два значения, и поэтому он мог иметь в виду одно, а слушатели подумали бы про другое.
Завершая выступление, он заметил: "Могу, в принципе, говорить 8 часов подряд. По восемь часов лекции я читал, и не один студент не умер".
Переходя к вопросам, он сообщил следующее: его спрашивали "а правда, что у вас рога есть". "Нет, рога вчера отпилил, а копыта оставил", - сказал Чуров.
В ходе серьезной части выступления Владимир Чуров сел на свой конек: отверг утверждения оппозиции о фальсификациях итогов выборов, заявив, что они являются необоснованными. "Нет аргументов. Все эти крики насчет того, что (были) фальсификации, не подтверждаются ни судами, ни фактами, ни веб-трансляциями, ничем. Поэтому реально могу сказать: то, с чем выходят иногда на площади, - чистой воды политика, и к организации выборов не имеет ни малейшего отношения", - цитируют его агентства.
На вопрос одной из участниц о том, как сам Чуров оценивает свою деятельность, глава ведомства ответил: "Весьма положительно".
Он сказал, что считает необоснованными упреки в свой адрес со стороны оппозиции и что оппозиционерам нужно было бороться не с избирательной системой, а с политическими конкурентами. "Я глубоко убежден, что все, что происходило после декабря и марта, к нашей работе не имеет ни малейшего отношения", - заявил глава ЦИК.
"Дело в том, что лозунг за честные выборы, против кандидата такого-то автоматически означает, что выдвигающие его люди либо вообще не имеют представления о выборах, либо борются против честных выборов", - полагает он.
"Мы все с вами люди относительно взрослые, вы выходите из детства, я в него впадаю, поэтому можем говорить откровенно: три месяца в ходе реальной президентской кампании почему-то все ругали Чурова, который результаты голосования видит последним. И только через три месяца отдельные особо одаренные экземпляры с Болотной площади догадались: а Чуров-то ведь не кандидат в президенты, что мы его ругаем-то?" - сказал председатель Центризбиркома.
"Почему вместо того, чтобы бороться за своего кандидата, они боролись со мной? А с избирательной системой бороться бесполезно, она и в Африке система", - продолжил рассуждать Чуров. "Возможно, наша недоработка в том, что мы их (оппозиционеров) не научили нормально работать в ходе президентской кампании. Ничего, мы исправим этот недостаток", - пообещал он.
Глава ЦИК также выразил опасение, что новые партии "такого напашут", имея в виду ошибки в оформлении документов, открытии избирательных счетов и другие процедуры. "А ругать будут нас, что мы с ними боремся", - заключил он. Чуров особо подчеркнул, что не имеет никаких партийных преференций, все партии имеют равные права: "Не дай Бог избиркомам начать сортировать партии и кандидатов".
По мнению Чурова, его не любят "все партии, включая "Единую Россию". Причиной этого председатель Центризбиркома считает то обстоятельство, что "для меня не партии главные, а избиратели". По его словам, "права избирателей не всегда совпадают с интересами партий". Более того, "складывается впечатление, что некоторым партиям вообще избиратель не нужен", заметил он.
Глава ЦИК упомянул и известного блоггера и деятеля оппозиции Алексея Навального. "Мы с ним как бы в разных плоскостях работаем. Однажды пересеклись, я долго смеялся, - рассказал Чуров участникам молодежного форума. - Он (Навальный) сравнил стоимость американской подставки для устройства для голосования с нашим целым устройством для голосования. Было смешно". А на вопрос о своем отношении к антикоррупционной деятельности Навального ответил: "К нам она не имеет ни малейшего отношения".