Каждый десятый участник "Марша миллионов" готов принять участие в силовых действиях против действующей власти, а около половины готовы участвовать в несогласованных акциях протеста, заявил глава ВЦИОМ Валерий Федоров
Архив NEWSru.ru
Каждый десятый участник "Марша миллионов" готов принять участие в силовых действиях против действующей власти, а около половины готовы участвовать в несогласованных акциях протеста, заявил глава ВЦИОМ Валерий Федоров По данным опросов, приток новых лиц в протестное движение почти прекратился. Согласно результатам опроса, 84% ранее принимали участие в митингах, причем 54% участвовали практически во всех протестных акциях
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Каждый десятый участник "Марша миллионов" готов принять участие в силовых действиях против действующей власти, а около половины готовы участвовать в несогласованных акциях протеста, заявил глава ВЦИОМ Валерий Федоров
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По данным опросов, приток новых лиц в протестное движение почти прекратился. Согласно результатам опроса, 84% ранее принимали участие в митингах, причем 54% участвовали практически во всех протестных акциях
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Около половины опрошенных участников акции (49%) заявили о недовольстве своей жизнью. Степень недовольства повышается с ухудшением материального положения участников акции
Russian Look

Каждый десятый участник "Марша миллионов" готов принять участие в силовых действиях против действующей власти, а около половины готовы участвовать в несогласованных акциях протеста, заявил глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров на пресс-конференции в среду.

Впрочем, он тут же подчеркнул, что реальное количество радикалов может быть и меньше, так как "всегда легче декларировать, чем принимать участие", пишет РБК. Однако на немедленном уходе действующих властей настаивают 79% участников митинга.

По данным опросов, приток новых лиц в протестное движение почти прекратился. Согласно результатам опроса, 84% ранее принимали участие в митингах, причем 54% участвовали практически во всех протестных акциях. При этом большинство (64%) уверены в эффективности протеста. "Момент истины уже прошел: те, кто считает протестное движение неэффективным, уже отошли от него, остались уверенные в результативности своих действий",

Также глава ВЦИОМ отметил изменение популярности лидеров протестного движения. Если на митинге 4 февраля 2012 года наибольшей поддержкой пользовались Григорий Явлинский (29% опрошенных), Алексей Навальный (18%) и Михаил Прохоров (12%), то 12 июня - Навальный (46%), Сергей Удальцов (26%) и Илья Яшин (26%).

"Это результат не только роста популярности новых вождей, но и изменения социального состава протестного движения. Ушли "явлинцы", ушли "прохоровцы", ушли люди, которым импонировали Борис Акунин и Григорий Явлинский. Остались сторонники более радикальных лидеров", - пояснил Федоров.

Около половины участников соцопроса (45%) уверены, что немедленное удовлетворение их требований, в том числе смена правительства и президента и проведение перевыборов, не приведет к каким-либо негативным последствиям.

Помимо выхода на первый план Навального и Удальцова, с которыми власти пытаются ассоциировать радикализацию протеста, социологи фиксируют изменение настроений рядовых участников. Каждый десятый протестующий и двое из пяти молодых манифестантов готовы участвовать в силовых акциях и акциях по захвату органов власти. Половина участников протестов собираются принимать участие в несанкционированных акциях и после драконовского ужесточения закона о митингах.

Правда, если о готовности и дальше участвовать в согласованных с властями акциях протеста говорят 90% опрошенных протестантов, то "чаще заявляют о готовности участвовать во всех формах протестных действий" 54%. Этих людей социологи по признакам постоянного участия в демонстрациях называют "ядром". Но даже среди "попутчиков", случайно оказавшихся на акциях (их 16%), в силовых акциях готов участвовать тот же каждый десятый, утверждают авторы вциомовского исследования.

"О высокой степени мобилизованности участников свидетельствуют и декларируемые ими мотивы участия", - отмечает ВЦИОМ. Так, количество недовольных властью и сложившейся политической системой возросло в 2,5 раза и достигло 42%, а тема выборов и положения "Единой России" перестала играть существенную роль (ее популярность сократилась с 23 до 5%). Ряд опрошенных считают, что власти нужно "срочно подать в отставку", назначив новые свободные перевыборы, или "радикально поменять свой курс", очистившись от наиболее одиозных персон.

Социологи также отмечают, что все отчетливей становится движением трех социально-профессиональных групп: "креативного класса", офисных служащих и учащейся молодежи. Половина опрошенных участников "Марша миллионов" 12 июня представляли эти три группы (на митинге 4 февраля 2012 года - только 30%).

Ярко выраженная потребность в самореализации, высокая степень недовольства изменением ситуации в стране и в своей жизни. Для подавляющего большинства участников акции (78%) самореализация является первоочередной ценностью, в угоду которой они готовы пренебречь стабильностью своего положения. Материальная самооценка не является фактором, определяющим жизненные приоритеты этой группы.

Около половины опрошенных участников акции (49%) заявили о недовольстве своей жизнью. Степень недовольства повышается с ухудшением материального положения участников акции (с 28% среди высокообеспеченных до 83% среди малообеспеченных). Зависимость данного показателя от возраста носит менее выраженный характер. Наименьший уровень удовлетворенности - среди пенсионеров (19%), максимальный - у респондентов в возрасте 25-34 лет (61%).

Третий фактор, определяющий социально-психологический портрет участников акции протеста 12 июня - оценка изменения ситуации в стране в целом: 64% опрошенных участников акции уверены, что она ухудшается. Им оппонируют только 10%. Наибольшее количество недовольных - среди пожилых и малообеспеченных участников акции (87 и 83% соответственно).

Если на митинге 24 декабря прошлого года на том же проспекте Академика Сахарова люди старше 35 лет составляли почти половину участников - 45%, то к июню их доля сократилась до 29%. Молодежь же составила 65% июньских демонстрантов против 41% несколькими месяцами ранее.

Соответственные изменения произошли и в образовательном составе манифестантов. Доля получивших высшее или неполное высшее образование среди них по-прежнему диспропорционально высока - 70% в декабре и 69% в июне (в стране проживает 28% лиц с полным и незаконченным высшим образованием). Однако выросла в два раза, с 9% до 18%, доля выпускников школ и ПТУ, которые высшего образования не получили или только получают.

Стоит отметить, что о радикализации протестного движения в России предупреждали многие эксперты и буквально на днях - осужденный бывший совладелец компании ЮКОС Михаил Ходорковский. В своей статье, опубликованной в русскоязычной версии журнала Forbes, он предупредил, что власть, не желая вести диалог с умеренной частью общества, оставляет улицы радикалам.

По его мнению, пока Кремль тешит себя тем, что Москва - это не Россия. Но, по его словам, столица РФ - это та же Россия, только ушедшая вперед. "Впрочем, 15-20-миллионный московский, 8-10-миллионный питерский и стремительно пробуждающиеся уральский, сибирский, поволжский регионы - этого вполне достаточно, чтобы ОМОН перестал быть серьезным аргументом, превратившись в "красную тряпку", - считает бизнесмен.

Параллельно среди участников митинга 12 июня опрос проводила и "Лаборатория Крыштановской", которой руководит социолог Ольга Крыштановская. Она пояснила газете "Коммерсант", что в ходе этого исследования респондентам задавались вопросы, отличные от предложенных ВЦИОМом. Итоги опроса, в частности, показали, что субъекту протеста можно дать понятное всем определение "российская интеллигенция". Об этом, по словам Крыштановской, свидетельствует тот факт, что высшее образование имеет около 20% жителей страны, а среди участников митинга - 70%. При этом, по ее словам, 33% респондентов затруднились ответить, что именно они пришли поддержать на митинге. Еще 3% готовы к радикальным действиям. "У них нет формулы "за", есть только "против"", - сказала социолог, пояснив, что если протестующие сейчас воспользуются возможностью создать партию, то протестное движение, скорее всего, окажется расколото из-за разности позиций его участников.