Верховный суд Хакасии утвердил приговор трем сотрудникам исправительной колонии (ИК) номер 33 за пытки заключенных, уменьшив срок заключения одному из них из-за беременности его супруги. Об этом NEWSru.ru сообщила адвокат Наталья Монс, сотрудничающая с правозащитной организацией "Зона права".
По версии следствия, в апреле 2016 года начальник единого помещения камерного типа (ЕКПТ) Евгений Чичинин и его подчиненные Дмитрий Золотухин и Илья Васильев применили физическую силу к заключенному Сергею Буйницкому, чтобы тот отказался от услуг своего адвоката. Они 20 раз ударили его, потом заковали в наручники и трижды ударили резиновой палкой. Затем работники ИК-33 доставили потерпевшего в помещение оперуполномоченного, где избиение продолжилось.
В сентябре 2016 года те же сотрудники колонии заставляли Буйницкого перестать направлять через своего адвоката жалобы в прокуратуру и уполномоченному по правам человека. В комнате для приема осужденных администрацией ЕКПТ они нанесли Буйницкому 15 ударов руками и ногами, в том числе по голове. В результате ему пришлось удалить почку.
В деле, на данные которого ссылается "Коммерсант", также указывается, что еще одного заключенного, имя которого не называется, тюремщики окунули головой в сточную яму, и затем якобы надругались над ним, используя полицейскую дубинку. Следователи возбудили уголовное дело, которое получило большой резонанс. Позже к нему подключились правозащитники. Само расследование заняло около двух лет.
В конце 2018 года материалы дела были переданы в суд. Процесс проходил в закрытом для СМИ режиме. К тому времени обвиняемые были уволены со службы. В прениях сторон гособвинитель попросил назначить Евгению Чичинину 12 лет лишения свободы и по 11 лет для его подчиненных. Жертвы предъявили иски о компенсации морального вреда на общую сумму 6 млн руб. Сами бывшие тюремщики настаивали на оправдании.
В итоге судья назначил майору Чичинину шесть лет колонии по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий) , его подчиненные получили по пять лет. Столь мягкое наказание обусловлено тем, что суд оправдал надсмотрщиков по главному обвинению о сексуальном насилии (ст. 132 УК РФ). После оглашения приговора экс-сотрудников ФСИН взяли под стражу: на период следствия и судебного процесса они находились под домашним арестом. При этом Абаканский городской суд указал, что Чичинин, Золотухин и Васильев подорвали авторитет, доверие к органам ФСИН и дискредитировали тюремное ведомство.
После того, как дело было пересмотрено Верховным судом, стало известно, что Золотухин ввиду беременности его жены проведет в колонии общего режима не 5 лет, а 4 года и 10 месяцев. Наказание для остальных фигурантов - Чичинина (6 лет) и Васильева (5 лет) - оставлено без изменения. Всем им запрещено работать в правоохранительных органах на срок от двух до трех лет. Кроме того, Сергей Буйницкий получит от осужденных 700 тысяч рублей, а другой потерпевший - 350 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.
В конце апреля генпрокурор РФ Юрий Чайка на коллегии с участием представителей ФСИН сообщил, что в 2018 году резко выросло число случаев необоснованного применения силы к подследственным и осужденным. По данным фактам было возбуждено 64 уголовных дела. К уголовной ответственности было привлечено 67 должностных лиц ФСИН, 38 из них уже осуждены.
Чайка отметил, что жалобы арестованных и осужденных на недозволенные меры воздействия зачастую оставались без внимания, а внутренние проверки ФСИН не выявляли существенных нарушений. Прокурорские проверки показали, что сотрудники системы исполнения наказаний не используют положенные по закону средства видеофиксации, тем самым скрывая преступления, или не предоставляют полные версии видеозаписей прокурорам.
Во ФСИН же в конце апреля отчитались, что следователи, забирая арестованных из СИЗО на следственные действия, нередко возвращают их "еле живыми". Замглавы ФСИН Валерий Максименко заявил, что в прошлом году ведомство отказалось принимать в следственные изоляторы сотни заключенных с травмами и требовало, чтобы их везли в больницу.
В последний год СМИ регулярно поднимают тему пыток заключенных в российских колониях после нашумевшего материала "Новой газеты" о жестоких издевательствах над заключенным ярославской колонии N1 Евгением Макаровым. Данные о насилии стали поступать из других регионов.
Во ФСИН заявили, что если кто-то из сотрудников бьет заключенного, значит, "мозгов нет у конкретного работника, который работать не хочет, или ему терпения не хватает". А сравнения с ГУЛАГом, возникающие после публикаций о зверствах надзирателей, в ведомстве отмели, ведь в лагерях, помимо прочего, применяли и расстрелы.