Приговор по "делу Ульмана" наглядно продемонстрировал, что у российских офицеров в кавказской республике есть все права, а у чеченцев - никаких. Российские газеты назвали приговор "лицензией на убийство"
Архив NEWSru.ru
Приговор по "делу Ульмана" наглядно продемонстрировал, что у российских офицеров в кавказской республике есть все права, а у чеченцев - никаких. Российские газеты назвали приговор "лицензией на убийство"
 
 
 
Приговор по "делу Ульмана" наглядно продемонстрировал, что у российских офицеров в кавказской республике есть все права, а у чеченцев - никаких. Российские газеты назвали приговор "лицензией на убийство"
Архив NEWSru.ru

Четверо российских офицеров, которые умышленно застрелили в Чечне шесть мирных жителей, возвращаются на службу. Суд счел, что они лишь выполняли приказ.

Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес шокирован решением Ростовского суда, который вынес оправдательный приговор по делу Ульмана. "Как внешний наблюдатель я шокирован решением Ростовского суда по делу Ульмана", - заявил он журналистам после встречи с президентом России. "Я надеюсь, что российская судебная система исправит это", - сказал он, передает ИТАР-ТАСС.

В наличии состава преступления нет никаких сомнений, пишет Tages anzeiger (Перевод на сайте Inopressa.ru). В январе 2002 года, когда офицеры спецподразделения военной разведки находились в Чечне и вели охоту на мятежников, они обстреляли приближающийся к ним джип. Но в машине находились не вооруженные люди, а шестеро беззащитных мирных граждан. В результате обстрела водитель был убит, и, чтобы замести следы фатальной ошибки, офицеры застрелили оставшихся пятерых - среди них беременную женщину. Затем они подожгли машину с трупами, чтобы инсценировать нападение, описывает немецкая газета.

Разведчики не оспаривали перед судом свое страшное деяние, однако прикрывались сомнительным приказом, который они якобы получили по рации, "ликвидировать" машину и пассажиров.

Суд, в частности апелляционный, согласился с подобной аргументацией и повторно оправдал офицеров. То обстоятельство, что стрелять в мирных граждан совершенно неправомочно, так же мало помешало судьям, как и факт, что существование приказа не было доказано, констатирует газета. Естественно, также не было выяснено, кто мог отдать такой противоправный и попирающий права человека приказ.

Как самодовольно объявил один из оправданных после вынесения приговора, офицеры собираются вернуться на службу. Хотя сторона обвинения сообщила о предстоящей апелляции, средства для отмены приговора практически исчерпаны, утверждают эксперты.

В Чечне у российских офицеров есть все права, а у чеченцев - никаких

В Чечне этот циничный приговор вызвал возмущение даже среди членов верного Кремлю правительства. "Сегодня республике как никогда необходимо правосудие, закон и право, чтобы отойти от беззакония и произвола недавнего прошлого", - сказал чеченский президент Алу Алханов.

Адвокат потерпевшей стороны разочарованно объясняет: "Этот приговор создает впечатление, что в Чечне любого можно убить безнаказанно".

В кавказской республике в знак протеста на улицу вышли тысячи человек, которым приговор наглядно продемонстрировал то, с чем они постоянно сталкиваются вот уже долгие годы: у российских офицеров есть все права, а у чеченцев - никаких. "Приговор четко показывает, какое место мы занимаем в этом обществе", - горько заметил родственник одного из убитых.

Как отмечает Tages anzeiger, российские газеты назвали приговор "лицензией на убийство", которая перечеркивает все заверения президента Путина о том, что нарушения прав человека в Чечне будут караться по закону.

Кроме того, данное преступление, жертвой которого пали шестеро мирных граждан, – одно из немногих вообще дошедших до суда. Правозащитники сожалеют, что солдаты и тем более их начальники практически никогда не оказываются под судом. В большинстве случаев убийства ни в чем не повинных мирных граждан стараются скрыть: трупы исчезают или эти люди проходят как "убитые в бою", утверждает издание.

Напомним, 25 мая в Северокавказском окружном военном суде был оглашен оправдательный приговор четверым спецназовцам, которые обвинялись в убийстве 11 января 2002 года в Чечне шестерых мирных жителей, ехавших в УАЗе и не остановившихся по требованию военных. В приговоре, в частности, говорилось: "Учитывая установленные присяжными заседателями обстоятельства, признать невиновными и оправдать за отсутствием состава преступления".

Оправдательный вердикт был вынесен единогласно по всем пунктам предъявленного обвинения всем четверым подсудимым. Ранее никто из них не признал своей вины в случившемся.

Присяжные, в частности, сочли доказанным факт, что Эдуард Ульман и его подчиненные прапорщик Владимир Воеводин и капитан Александр Калаганский действовали в соответствии со своими служебными обязанностями, согласно сложившейся обстановке. Присяжные сочли также недоказанным факт того, что приказ о расстреле пятерых оставшихся в живых чеченцах исходил от майора Алексея Перелевского.

Государственный обвинитель по данному делу Николай Титов попросил суд принять решение в соответствии с Уголовным кодексом (вердикт присяжных обязателен для суда). Адвокаты обвиняемых также попросили вынести оправдательный приговор их подзащитным. Гражданские иски о возмещении материального ущерба пострадавшей стороне в ходе прений было решено оставить без рассмотрения.

По версии обвинения, в январе 2001 года группа Эдуарда Ульмана направилась в район населенного пункта Дай Шатойского района с целью захватить полевого командира Хаттаба. Увидев на дороге автомобиль УАЗ, водитель которого не выполнил приказ остановиться, Ульман отдал приказ открыть огонь на поражение автомашины.

Сторона обвинения ставила в вину группе Ульмана, в частности, то, что огонь был открыт не по колесам автомобиля, а непосредственно на поражение находившихся в нем людей.

В результате обстрела был убит один из пассажиров автомобиля - директор школы Саид Аласханов. Еще пять пассажиров машины были выведены из автомобиля и укрыты в безопасном месте.

Затем, согласно обвинительному заключению, Ульман связался со старшим оперативной группы майором Алексеем Перелевским. На вопрос, что делать с чеченцами, майор ответил, что их надо уничтожить. После этого лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.

Под УАЗ с телами погибших было заложено взрывное устройство, чтобы сымитировать взрыв автомобиля, однако взрыв не нанес автомобилю значительных повреждений, и спецназовцам пришлось поджечь УАЗ.