ФСБ изменила меру пресечения и отпустила из СИЗО под подписку о невыезде 75-летнего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене
Екатерина Фомина / Команда 29 / Twitter
ФСБ изменила меру пресечения и отпустила из СИЗО под подписку о невыезде 75-летнего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене
 
 
 
ФСБ изменила меру пресечения и отпустила из СИЗО под подписку о невыезде 75-летнего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене
Екатерина Фомина / Команда 29 / Twitter

ФСБ изменила меру пресечения и отпустила из СИЗО под подписку о невыезде 75-летнего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене, сообщил агентству ТАСС его адвокат Иван Павлов. "Только что отпустили под подписку о невыезде, он уже едет домой", - сказал защитник

Напомним, Виктор Кудрявцев был арестован в июле 2018 года. Его обвиняют в передаче секретных сведений по электронной переписке коллегам из бельгийского Фон Кармановского института гидродинамики. Переписка якобы была лишь прикрытием для передачи секретных сведений спецслужбам стран НАТО, в том числе США, касающихся гиперзвуковых технологий для ракетных комплексов "Авангард" класса "земля - земля" и "Кинжал" класса "воздух - земля". Эти комплексы президент России Владимир Путин демонстрировал в послании Федеральному собранию в марте 2018 года.

Секретность сведений в письмах была установлена заключением специалиста "Роскосмоса". Как пояснял адвокат Иван Павлов, ФСБ считает "вражеской и шпионской организацией" весь Фон Кармановский институт. Защита также утверждает, что программа научного сотрудничества с зарубежным институтом была согласована на всех уровнях, а все работы по ней были открытыми.

Кудрявцев не признает вину. Его адвокаты заявляли, что он более 20 лет не имел доступа к секретным сведениям. В ноябре 2018 года ученый отказался от сделки со следствием в обмен на освобождение из-под ареста. По словам Павлова, ученому предлагали не только признать вину, но и оговорить коллегу.

О давлении на Кудрявцева также рассказывал его сын Ярослав Кудрявцев - профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза РАН. После отказа от сделки ученого ЦНИИмаш лишили свиданий с родными.

Кудрявцев страдает тяжелыми хроническими заболеваниями и сахарным диабетом. Кроме того, он перенес под арестом инфаркт. Защита заявляла, что в СИЗО обвиняемому не дают необходимые медикаменты и не оказывают никакой медицинской помощи. Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ просил смягчить меру пресечения обвиняемому, а Европейский суд настаивал на его госпитализации.

В июле правозащитный центр "Мемориал" признал Виктора Кудрявцева политзаключенным. Правозащитники назвали обвинение против Кудрявцева необоснованным и потребовали освободить его из-под ареста. По мнению "Мемориала", силовики фабрикуют "шпионские" дела для искусственной криминализации законных действий, а сотрудники ФСБ имитируют деятельность повышенной государственной важности для карьерного роста.

По версии следствия, в отправленных им в бельгийский институт отчетах по международному научному проекту Transhyberian, поддержанному правительством РФ, были секретные данные о гиперзвуковых технологиях для ракет. Для того, чтобы отправить эти отчеты за рубеж, требовались разрешения ведомственной комиссии и Комиссии по экспортному контролю РФ. Обе комиссии дали такие разрешения, отметив, что секретных сведений в них нет.

Следователь ФСБ этого не отрицает, но утверждает, что авторитет Кудрявцева не позволил членам "режимных" комиссий возражать ему и они были вынуждены подписать заключения. В "Мемориале" отмечают, что большинство членов этих комиссий занимают более высокую должность, нежели Кудрявцев, у которого более 20 лет не было допуска к секретным данным.