Глава политбюро палестинского радикального движения "Хамас" Халед Машаль во вторник завершил официальную часть визита в Москву
Reuters
Глава политбюро палестинского радикального движения "Хамас" Халед Машаль во вторник завершил официальную часть визита в Москву Вопреки давлению российской стороны, Машаль не сделал ни одной уступки Израилю и ближневосточному "квартету". В связи с этим лидеру "Хамаса" было отказано в аудиенции у президента Владимира Путина, о которой Машаль особенно просил
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава политбюро палестинского радикального движения "Хамас" Халед Машаль во вторник завершил официальную часть визита в Москву
Reuters
 
 
 
Вопреки давлению российской стороны, Машаль не сделал ни одной уступки Израилю и ближневосточному "квартету". В связи с этим лидеру "Хамаса" было отказано в аудиенции у президента Владимира Путина, о которой Машаль особенно просил
Reuters
 
 
 
Тем самым Москве в очередной раз не удалось продемонстрировать Западу необходимость контактов с палестинскими радикалами
Reuters

Глава политбюро палестинского радикального движения "Хамас" Халед Машаль во вторник завершил официальную часть визита в Москву. Вопреки давлению российской стороны, Машаль не сделал ни одной уступки Израилю и ближневосточному "квартету". В связи с этим лидеру "Хамаса" было отказано в аудиенции у президента Владимира Путина, о которой Машаль особенно просил. Тем самым Москве в очередной раз не удалось продемонстрировать Западу необходимость контактов с палестинскими радикалами, пишет "Коммерсант".

Ближневосточный "квартет", куда помимо РФ входят США, Евросоюз и ООН, требует от "Хамаса" отказаться от террора, признать право Израиля на существование, а также заключенные ранее палестино-израильские соглашения. Взамен "квартет" обещает снять политико-экономическое эмбарго с Палестинской автономии и возобновить финансовую помощь.

Москва единственная из всех участников "квартета" поддерживает отношения с "Хамасом". Российские дипломаты уверяют, что только диалог с правящей в ПА партией может вывести из тупика палестино-израильское урегулирование. Однако до сих пор официальные контакты России с исламистами, начавшиеся год назад с наделавшего много шума визита того же Халеда Машаля в Москву, не дают видимых результатов. Во время первого приезда в Москву в марте 2006 года вы мне сказали, что Россия, пригласив "Хамас", не будет разочарована. Но за год в позиции движения мало что изменилось. Радикалы внимательно выслушивают российские пожелания, но продолжают гнуть свою линию. Мировое сообщество твердит, что контакты с "Хамас" не приносят результатов. Однако лидер "Хамас" считает, что у Москвы нет причин для разочарования.

"Россия не была разочарована тогда и не будет сейчас, - сказал Халед Машаль в интервью "Времени новостей". Иначе бы нас не пригласили. Дело же не в том, чтобы выполнять условия США и Израиля. Есть и другие критерии. Например, стремление развивать двусторонние отношения между россиянами и палестинцами. Наше движение сильно и популярно, мы законно пришли к власти, уверенно победив на парламентских выборах в январе 2006 года. За год наше правительство пытались свалить путем финансовой блокады со стороны Запада. Но мы выстояли. Разве это не свидетельство нашей силы? Будущее за нами. Если кто хочет строить отношения с Палестиной, неизбежно должен иметь дело с нами".

На нынешний визит Халеда Машаля в Москве возлагали особые надежды. Любой, даже самый малый компромисс с его стороны позволял России сохранить лицо, а Палестинской автономии сулил скорое снятие блокады. По информации, российский МИД надеялся уговорить лидера исламистов принять хотя бы одно из условий "квартета". Москва сочла бы визит успешным и в слуае, если бы Халед Машаль публично пообещал освободить израильского военнослужащего Гилада Шалита, захваченного на границе с Палестинской автономией летом 2006 года.

Задача уговорить Халеда Машаля пойти навстречу мировому сообществу легла на плечи замглавы МИДа Александра Салтанова. Однако ни усилия Салтанова, ни вчерашние переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым не смогли убедить лидера "Хамаса" сделать шаг навстречу "квартету" и, в первую очередь, России. Не помогло даже обещание российских дипломатов в случае выполнения хотя бы одной из российских просьб устроить Халеду Машалю аудиенцию в Кремле, о чем палестинцы с самого начала просили особенно настойчиво.

"Политика и международные отношения не строятся на основе требований и пожеланий. Главное - это диалог и взаимопонимание, интересы,- пояснил Машаль. - Но все-таки еще раз обращу внимание, что в Мекке мы достигли важных договоренностей, и это отразится на израильско-палестинском противостоянии. Россия высоко оценила эти договоренности".

Лидер движения также разъяснил ситуацию по поводу Гилада Шалита. По словам Машаля, "проблема не в нашей позиции, а в израильской".

"Во-первых, почему капрал был захвачен палестинцами? Потому что не решена палестинская проблема, израильтяне не освободили наши земли, в израильских тюрьмах находятся палестинские заключенные, численность которых увеличилась до 11 тысяч, среди них 120 женщин. Во-вторых, есть предложения по обмену капрала на наших людей, в чем активно посредничают египтяне. Но израильтяне не идут навстречу. Мы сами заинтересованы отпустить Шалита как можно скорее",- сказал лидер "Хамас". Он сказал, что Гилад Шалит жив. "С ним обращаются хорошо, чего не скажешь о палестинских заключенных в израильских тюрьмах",- добавил Машаль.

Однако эта встреча, как и предыдущая, не принесла никаких существенных результатов: "Хамас" не удовлетворили ни одного из этих требований. А значит, России снова не удалось продемонстрировать Западу, зачем нужен "диалог с террористами", отмечает издание.

Тем не менее Москва относит подобные визиты к козырным картам российской дипломатии, пишет "Российская газета". Глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи с председателем политбюро "Хамас" Халедом Машалем заявил, что Россия продолжит работу с палестинским движением и считает, что эти усилия уже принесли положительные результаты. "Прогресс налицо", - заявил Лавров.

"Было бы обидно, непростительно, если бы из-за ложно понятого престижа, из-за неуступчивости сторон мы бы упустили шанс использовать все возможности для того, чтобы такие переговоры начать", - сказал министр. "Учитывая известную не вполне конструктивную позицию Ирана в отношении прежних попыток завязать переговоры, может быть, будет неправильным испытывать какой-то оптимизм, но мы исходим из необходимости сделать все, чтобы постараться начать переговоры как можно скорее", - добавил он.

"Бескомпромиссность вообще едва ли можно отнести к позитивным качествам дипломатии, - заметил министр. - Дипломатия - это искусство общения. Общаясь, ты должен учитывать позицию партнера". В связи с этим Лавров добавил, что "если сейчас занять бескомпромиссную позицию в арабо-израильском урегулировании: "Мы не будем иметь дела с новым палестинским правительством, пока оно не признает Израиль де- юре", тогда неминуемо будет поставлено под вопрос с огромным трудом достигнутое согласие внутри Палестины". "Эта цель в полной мере остается, и мы будем и далее побуждать "Хамас" двигаться в этом направлении, но не видеть уже достигнутого реального прогресса неправильно и недальновидно", - подчеркнул Сергей Лавров.