Генерал КГБ Олег Калугин
Архив NTVRU.com
Генерал КГБ Олег Калугин Подполковник ФСБ Александр Литвиненко
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Генерал КГБ Олег Калугин
Архив NTVRU.com
 
 
 
Подполковник ФСБ Александр Литвиненко
Архив NTVRU.com
 
 
 
Действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет в отсутствие обвиняемых выносить приговоры
Архив NTVRU.com
 
 
 
Калугин должен был явиться к следователю ФСБ, однако, поскольку он отказался от этого, ему будет вынесено заочное обвинение
Архив NTVRU.com
 
 
 
В отношении Калугина в марте прошлого года ГВП возбудила уголовное дело по статье 283 (разглашение гостайны) и 275 УК РФ (государственная измена)
Архив NTVRU.com
 
 
 
Калугин сообщил, что во врученной ему повестке не указывается причина вызова на допрос, но говорится, что вызывают в качестве обвиняемого
Архив NTVRU.com
 
 
 
Калугин воспринимает повестку ФСБ "как фарс, не больше"
Архив NTVRU.com

Находящиеся за границей генерал КГБ Олег Калугин и подполковник ФСБ Александр Литвиненко, скорее всего, будут осуждены российским судом заочно к середине нынешнего года, передает "Интерфакс".

Как сообщили в четверг источники в Верховном суде России, действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет в отсутствие обвиняемых выносить приговоры.

По словам источников, процедура по привлечению к уголовной ответственности отставных сотрудников российской спецслужбы должна быть завершена до 1 июля - до вступления в силу нового УПК России, в котором не предусмотрено вынесение заочного приговора.

Пока же следственные органы намерены утвердить обвинительные заключения в отношении Калугина и Литвиненко, которые обвиняются, соответственно, в измене Родине и превышении должностных полномочий, а затем передать их дела в суд.

В 10:00 по московскому времени 28 марта Калугин должен был явиться к следователю ФСБ, однако, поскольку он отказался от этого, ему будет вынесено заочное обвинение. Аналогичная процедура ждет и Литвиненко, отметили источники в военной прокуратуре, которая будет заниматься делами двух офицеров.

Ранее в практике советского и российского правосудия уже были прецеденты заочного осуждения офицеров спецслужб - изменников. В частности, заочный смертный приговор вынесен бывшему резиденту КГБ полковнику Олегу Гордиевскому, бежавшему в Лондон.

По неофициальным данным, в отношении Калугина в марте прошлого года ГВП возбудила уголовное дело по статье 283 (разглашение гостайны) и 275 УК РФ (государственная измена), передав его для расследования в ФСБ. Он выпустил за границей несколько книг, которые могли помочь американцам, как считают российские спецслужбы, раскрыть нескольких наших агентов.

Сотрудники российского консульства в Вашингтоне сообщили, что следственная повестка была вручена Калугину в понедельник.

В повестке говорится, что Калугину "надлежит явиться 28 марта 2002 года к 10:00 в следственное управление ФСБ России в Москве". В повестке указывается, что бывшего генерала будут допрашивать в качестве обвиняемого.

Сам Калугин считает эти обвинения абсурдными. "Все знают, что архив КГБ с тысячами дел увез в Англию Василий Митрохин. Если открыть его книги, там есть все. Я, увы, здесь только комментатор, не больше", - отметил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Калугин сообщил, что во врученной ему повестке не указывается причина вызова на допрос, но говорится, что вызывают в качестве обвиняемого. По его словам, он воспринимает повестку ФСБ "как фарс, не больше". "Я отдаю эту повестку в музей международного шпионажа как очередной экспонат. Пусть все посмотрят, как ФСБ сегодня реанимируется и вновь воспроизводит худшие черты советского КГБ", - добавил Калугин.

Он не намерен возвращаться в Россию. "Два года назад я написал письмо Путину, после того как он меня публично обозвал предателем. В этом открытом письме я напомнил президенту о презумпции невиновности. В письме также говорилось, что в сложившейся ситуации я не считаю возможным вернуться в путинскую Россию. Это было два года назад, и ничего не изменилось с тех пор", - подчеркнул Калугин.

Говоря о возможных последствиях неявки в ФСБ, бывший генерал ответил: "Пусть обращаются в Госдепартамент, в ФБР, в Интерпол, пусть объявляют в розыск, я готов".

Олег Калугин, 1934 года рождения, занимавший в прошлом ряд ответственных постов в КГБ СССР, периодически, начиная с 1990 года, выступал с "разоблачениями" деятельности советских спецслужб.

Против Калугина было возбуждено уголовное дело по обвинению в разглашении государственных секретов. После августовских событий 1991 года в России дело было прекращено. В настоящее время бывший генерал КГБ проживает в США, занимается политическим и PR-консультированием.

Бывший сотрудник управления ФСБ по разработке и пресечению деятельности преступных объединений Литвиненко несколько раз представал перед судом, однако дважды был оправдан.

20 апреля 2000 года Главная военная прокуратура завершила предварительное расследование очередного уголовного дела в отношении Литвиненко. После этого в суд Ярославского гарнизона было передано еще одно уголовное дело. На этот раз военная прокуратура обвинила его не только в превышении должностных полномочий, но и в должностном подлоге, а также хищении и незаконном хранении боеприпасов.

2 ноября 2000 года Литвиненко попросил политического убежища у властей Великобритании. Офицер ФСБ прибыл вместе с женой и ребенком из Турции в Лондон, где в аэропорту Heathrow сделал заявление с просьбой о предоставлении убежища. По его словам, его вынудило к подобному шагу "непрекращающееся преследование со стороны спецслужб России". Литвиненко подчеркнул, что угрозы были направлены не только в его адрес, "но и в адрес его жены и ребенка".

15 мая 2001 года со ссылкой на письмо самого Литвиненко появились сообщения о том, что власти Великобритании предоставили ему политическое убежище. Вместе с тем официального подтверждения этой информации пока не поступало.

Подполковник ФСБ приобрел широкую известность после того, как публично заявил, что руководство управления поручило ему и нескольким сотрудникам "убить Бориса Березовского". Главная военная прокуратура, расследовавшая в связи с этим уголовное дело, прекратила его в декабре 1999 года за отсутствием состава преступления.