Президент Владимир Путин подписал законопроект, который ограничивает право средств массовой информации вести трансляции из судов. Отныне трансляции разрешены только с согласия суда. При этом под запрет попали все трансляции с заседаний на стадии досудебного производства.
Текст федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" был опубликован на интернет-портале официальной правовой информации. Документ был принят Госдумой 15 марта, а спустя неделю одобрен Советом Федерации.
"Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании", - говорится в тексте закона.
В документе отдельно подчеркивается, что "трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства (то есть избрании меры пресечения или ее продления. - Прим. NEWSru.ru) по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не допускается".
Для лиц, получивших разрешение на трансляцию или съемку, суд вправе установить ограничения. "Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в заседании", - сказано в документе.
При этом отметка о том, что на судебном заседании была разрешена трансляция, будет отныне ставиться в протоколе. Там же должны быть перечислены и все средства массовой информации, транслировавшие процесс.
Ранее СМИ предполагали, что нововведения коснутся и текстовых трансляций. Между тем заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова заверила, что для текстовых трансляций ограничений не будет.
В свою очередь, юрист "Агоры" Дамир Гайнутдинов называл новый закон "самым репрессивным в сфере уголовного процесса, принятым в последнее время". Он подчеркнул, что журналистов, которые будут вести трансляцию без разрешения, могут вывести из зала и расценить их действия как неуважение к суду.
Пленум Верховного суда в 2012 году выпустил постановление, в котором говорилось, что судья не может ограничить право журналистов вести текстовые трансляции онлайн. Записи в интернете и зарисовки, согласно постановлению, относятся к письменной форме фиксации хода судебного разбирательства, которую подписанный президентом закон не ограничивает.
Напомним, что в декабре прошлого года Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека согласился с идеей главы совета Михаила Федорова, который предложил организовывать онлайн-трансляции наиболее громких, резонансных дел, чтобы увеличить публичность работы судов.
"Гласность - да, прямо сейчас могу сказать, что поддерживаю; чем более гласной, прозрачной будет работа судов, тем больше доверия она начнет порождать у граждан", - заявил тогда глава государства.