В российской системе ядерных чемоданчиков обнаружен изъян
newsland.ru
В российской системе ядерных чемоданчиков обнаружен изъян Красной кнопки нет у Путина
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В российской системе ядерных чемоданчиков обнаружен изъян
newsland.ru
 
 
 
Красной кнопки нет у Путина
government.ru
 
 
 
Часть сведений о ядерном чемоданчике является секретной. Известно, что в терминале хранятся коды для приведения в действие ядерного арсенала
Архив NEWSru.ru

Бывший депутат Госдумы от партии "Яблоко" Алексей Арбатов снова поднял вопрос о несовершенстве российской системы так называемых ядерных чемоданчиков с электронной начинкой, которые должны подать сигнал тревоги в случае угрозы национальной безопасности. Эксперт считает, что серьезные последствия может иметь тот факт, что портативного терминала, подключенного к системе контроля и управления стратегическими ядерными силами РФ, нет у премьер-министра Владимира Путина. В бытность депутатом Арбатов предлагал по-другому поделить ядерные чемоданчики и закрепить это законом, но парламентарии тогда отклонили его предложение.

Первый такой ядерный чемоданчик, имеющий кодовое наименование "Чегет", всегда находится при российском президенте Медведеве. Терминал Медведев получил при вступлении на пост президента вместе с другими атрибутами государственной власти - штандартом и бортом №1.

Два других ядерных чемоданчика находятся у министра обороны и начальника Генштаба - такое же распределение красных кнопок было принято и во времена СССР, отмечает InoPressa со ссылкой на издание Foreign Policy. "Чегеты" не оборудованы ядерной кнопкой, а являются передатчиками, по которым поступает приказ на пуск ракет. Военные получают приказ и затем передают его боевым расчетам.

Прореху в системе ядерных чемоданчиков Алексей Арбатов в очередной раз обозначил в своей новой книге "Уравнение безопасности". Как отмечает Арбатов, по Конституции РФ президент является главнокомандующим, однако в случае, если он по какой-то причине не может выполнять свои обязанности, полномочия переходят к премьер-министру. По мнению эксперта, особое беспокойство вызывает именно такое развитие событий.

Ситуацию, при которой Путин, которого часто называют реальной силой во властном тандеме, не имеет ядерного чемоданчика, Арбатов считает неправильной и опасной. Ведь ни министр обороны, ни начальник Генштаба, у которых есть доступ к красной кнопке, не имеют конституционной обязанности принимать решения о применении ядерного оружия.

В ситуации опасности все роли должны быть четко распределены между должностными лицами, считает эксперт. Как отмечает Арбатов, система трех чемоданчиков, которые должны подавать сигнал тревоги одновременно, не увязана с российской конституцией. Ведь главное решение должны принимать президент и премьер. На вопрос, можно ли отдать приказ о пуске с одного чемоданчика, Арбатов в своей книге не отвечает, так как, по его признанию, не владеет надежной официальной информацией на этот счет.

Алексей Арбатов предлагает законодательно закрепить процесс использования чемоданчиков и раздать красные кнопки соответствующим лицам. В свою очередь, Foreign Policy упоминает систему советской эпохи "Периметр", которая в случае гибели руководства страны предполагает принятие решение о ядерном ударе группой дежурных офицеров боевого расчета. По сведениям издания, эта система действует и в современной России.

Ядерный чемоданчик. Справка

Часть сведений о ядерном чемоданчике является секретной. Известно, что в терминале хранятся коды для приведения в действие ядерного арсенала. При помощи ядерного чемоданчика высшее должностное лицо связывается с Ракетными войсками стратегического назначения и отдает приказ о ядерном ударе. Ядерный чемоданчик президента Российской Федерации является частью автоматизированной системы управления стратегическими ядерными силами "Казбек", сообщает РИА "Новости".

Систему ядерного чемоданчика в СССР стали внедрять в конце 1970-х годов. До этого времени верховный главнокомандующий мог отдать приказ о ядерном ударе, только лично приехав на командный пункт. Опытная эксплуатация терминала началась в 1983 году с министра обороны Дмитрия Устинова и начальника Генштаба Николая Огаркова.

Первым главой СССР, рядом с которым постоянно находились офицеры с ядерным чемоданчиком, стал в 1984 году генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. Широкой общественности основная схема действия терминала стала известна из показаний бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова по делу ГКЧП.

В чемоданчике настроена особая конференц-связь, которую нельзя ни заглушить, ни заблокировать. Информация передается при помощи специальных шифров-символов, известных только высшим должностным лицам, владеющим ядерным чемоданчиком.

На границе России располагаются станции предупреждения о ракетном нападении, отслеживающие ситуацию через спутниковую связь. В случае обнаружения пуска ядерных ракет в сторону РФ данные передаются на центральный командный пункт, где круглосуточно несут дежурство высшее военное командование. Информация о нападении перепроверяется по другим каналам. После достоверного подтверждения ракетной агрессии дежурный офицер переводит в боевой режим все три чемоданчика. Этим сигналом отдается приказ о разблокировании ракет, и дежурные на пусковых установках нажимают кнопки.

Сигнал должен быть послан именно с трех чемоданчиков, только после этого система будет приведена в действие. Офицеров, сопровождающих первых лиц с ядерным чемоданчиком в руках, называют операторами. По инструкции, оператор обязан находиться в непосредственной близости от должностного лица.

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал указ о временной передаче в связи с операцией на сердце полномочий главы государства премьер-министру Виктору Черномырдину. Под контроль премьера тогда должна была перейти и красная кнопка. Как позже рассказал бывший заместитель начальника Службы безопасности президента Геннадий Захаров, Ельцин не передавал ядерный чемоданчик Черномырдину. По словам Захарова, операторы сидели в вестибюле больницы все время операции. Когда Ельцин пришел в себя после наркоза офицеры внесли ядерный чемоданчик в его палату.