Правозащитники поставили "неуд" четвертой Госдуме (СПИСОК самых скандальных законов)
Вести
Правозащитники поставили "неуд" четвертой Госдуме (СПИСОК самых скандальных законов) Представил заявление под названием "Правозащитные итоги деятельности четвертой Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" председатель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Правозащитники поставили "неуд" четвертой Госдуме (СПИСОК самых скандальных законов)
Вести
 
 
 
Представил заявление под названием "Правозащитные итоги деятельности четвертой Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" председатель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Претензии к нижней палате представлены сразу по нескольким направлениям. В первую очередь речь пошла о социально-экономической сфере: принятии Жилищного кодекса и закона о монетизации льгот
Первый канал

Представители правозащитных организаций подвели итоги работы четвертой Думы, которые, по мнению правозащитников, выглядят неутешительно. В своем заявлении они признали деятельность депутатов неудовлетворительной, пишет Газета GZT.ru.

Во-первых, народные избранники приняли много законов, ущемляющих права человека. Во-вторых, правозащитники указали на несамостоятельность Думы и недопущение общественных организаций к контролю над законотворчеством. В-третьих, отметили, что все социально и политически значимые законы принимались слишком быстро, без должного рассмотрения в комитетах. "Бывало, что закон во всех трех чтениях принимался за 10 дней", - отмечается в заявлении.

- Самые скандальные законы, принятые четвертой Госдумой

Авторы доклада хотят обратиться к депутатам новой Думы с просьбой дать право законодательной инициативы и проведения экспертизы принимаемых документов правозащитникам. Впрочем, они не очень надеются быть услышанными, тем более что с их точкой зрения не согласны члены Общественной палаты и депутаты четвертой Госдумы.

Представил заявление под названием "Правозащитные итоги деятельности четвертой Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" председатель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин. Он сразу заявил, что оценивает работу нижней палаты этого созыва как неудовлетворительную. По его словам, это обусловлено тем, что впервые с 1989 года подавляющее большинство мест в парламенте получила одна партия.

Претензии к нижней палате представлены сразу по нескольким направлениям. В первую очередь речь пошла о социально-экономической сфере: принятии Жилищного кодекса и закона о монетизации льгот. Жилищный кодекс, по мнению Бабушкина, нарушает несколько конституционных прав граждан: ущемляет равноправие на приватизацию, позволяет выселять без предоставления другого жилья некоторые категории граждан и никак не предусматривает механизм предоставления крыши над головой так называемым бомжам. Глава фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев назвал этот кодекс ужасным.

Другой пункт социально-экономической сферы, подвергшийся критике авторов заявления, - закон о монетизации льгот. Андрей Бабушкин заявил, что, по оценкам коллег, после его принятия были нарушены права 76 категорий граждан (например, права на бесплатное получение автомобилей инвалидами Великой Отечественной накануне 60-летия Победы, инвалидов по общему заболеванию, чернобыльцев, сирот, диабетиков).

В социальной сфере Валерий Борщев особо возмутился тем, что четвертая Госдума так и не приняла законопроект "Об общественном контроле за деятельностью закрытых учреждений", то есть тюрем и колоний. "Этот закон - мое детище, и он был принят в первом чтении конституционным большинством Госдумы, 317 голосами", - заявил Борщев.

По его словам, он сообщил президенту Путину, что документ лежит без движения в парламенте уже четыре года. "Президент сокрушенно качал головой и дал понять, что придаст ему импульс", - уточнил правозащитник. Но моральной поддержки президента оказалось мало.

По мнению Бабушкина, депутаты оставили без внимания и другие важные социальные темы. Так и не принят закон "О социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы". "Человек, допустим, отсидел 12 из 15 положенных лет, и его досрочно выпускают. То есть государство считает, что он исправился, - подчеркнул Бабушкин. - Однако на воле бывший зэк не получает никакой помощи от этого государства. Что делать? Он никому не нужен и идет на новое преступление".

Самую острую критику авторов заявления вызвал конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", принятый Госдумой в 2004 году. Напомним, что согласно нормам этого документа всенародное волеизъявление невозможно по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, регулирования и защиты прав человека, международных договоров, государственной границы, войны и мира. "Этот закон просто абсурден, так как по нему вообще невозможно организовать референдум. Это явное ущемление прав граждан", - заявил Бабушкин.

Вердикт авторов "Правозащитных итогов" звучит жестко: "Мы полагаем, что лица, ставшие в 2003 году депутатами Государственной думы, были в большей своей части морально и профессионально не готовы к осуществлению законотворческой деятельности".

С этими оценками согласны не все общественные организации. Так, член Общественной палаты Мария Слободская, которая ранее участвовала в разработке "Правозащитных итогов деятельности четвертой Госдумы", считает мнение своих коллег радикальным. "Я бы не стала делать столь однозначные выводы. Госдума приняла, например, очень хороший закон "Об обращениях граждан в органы государственной власти". Да, было много упущений, но оценивать деятельность этого парламента полностью отрицательно я бы не стала", - сказала Слободская.

Депутаты четвертой Думы категорически не согласились с Бабушкиным и Борщевым. "Законы на то и законы, чтобы четко все регламентировать. Естественно, что в любом документе можно найти что-то ущемляющее кого-нибудь, но это ущемление минимальное. Все законы, принятые этой Думой, были четкими и выверенными", - сказал депутат Франц Клинцевич.

Самые скандальные законы, принятые четвертой Госдумой

Депутаты Государственной думы четвертого созыва за годы своей деятельности активно поработали в сфере прав граждан как в экономической, так и в политической сфере, причем, по мнению экспертов, в сторону их сокращения.

1. Самым нашумевшим оказался так называемый закон о монетизации льгот, который был принят 22 августа 2004 года. Были монетизированы три вида льгот - транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение. Закон коснулся более чем 14 млн человек - инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны и многих других. На замену льгот денежными компенсациями в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена большая сумма, поскольку принятие закона спровоцировало масштабные акции протеста во многих регионах страны.

2. Закон "О референдуме Российской Федерации" был принят 11 июня 2004 года. После его утверждения процедура организации референдума была резко усложнена, так что, по мнению экспертов, по сути, эта форма народного волеизъявления была вообще отменена. Новая редакция запрещает выносить на референдум вопросы, относящиеся к компетенции органов государственной власти. Таким образом, вне обсуждения обществом оказались практически все вопросы социально-политической жизни.

3. 30 июня 2006 года Госдума отменила графу "против всех" в избирательных бюллетенях всех видов и уровней выборов. Против этого решения высказывался тогдашний глава Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков, однако к его мнению депутаты не прислушались.

4. 7 июля 2006 депутаты приняли поправки к закону об экстремизме. В нем, в частности, экстремизмом признается публичное оскорбление государственных чиновников.

5. 17 ноября 2006 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении изменения в избирательное законодательство, которые предусматривают отмену минимального порога явки избирателей на выборы всех уровней (до принятия этого закона он составлял 20%). Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и в Гражданский процессуальный кодекс РФ.