Пятые сутки в районе Шпицбергена продолжается противостояние двух российских рыболовных судов и кораблей норвежской береговой охраны
Вести
Пятые сутки в районе Шпицбергена продолжается противостояние двух российских рыболовных судов и кораблей норвежской береговой охраны
 
 
 
Пятые сутки в районе Шпицбергена продолжается противостояние двух российских рыболовных судов и кораблей норвежской береговой охраны
Вести

Пятые сутки в районе Шпицбергена продолжается противостояние двух российских рыболовных судов и кораблей норвежской береговой охраны.

Как сообщил генеральный директор ЗАО "Мурманрыбпром" Владимир Загоровский, которому принадлежит судно-рефрижератор М-0013 "Дмитрий Покрамович", по данным на 09:00 утра, ситуация не изменилась: "Осада судов продолжается, на борту находится от трех до пяти норвежских инспекторов".

По его словам, "нам известно, что в Москве состоится заседание Морского совета, на котором, как мы считаем, должен быть поставлен вопрос о ситуации в акватории Баренцева моря в районе Шпицбергена, который норвежская сторона в одностороннем порядке объявила своей территорией", сообщает "Интерфакс".

"Мы надеемся, что ситуация в ближайшее время разрешится. Нам бы хотелось, чтобы в решении этой проблемы были учтены, в первую очередь, интересы российских рыбаков", - сказал Загоровский.

В понедельник, 24 октября, в районе острова Медвежий (архипелаг Шпицберген) были задержаны судно-рефрижератор "Дмитрий Покрамович" и траулер Архангельского тралового флота "Капитан Горбачев".

Норвежская береговая охрана предъявила им арест в связи с неподачей уведомления о начале грузовых операций в островной зоне и предложила следовать в норвежский порт. Российские рыбаки отказались подчиниться требованиям норвежской инспекции и встали на якоря.

Компромисс должен быть найден, потому что Норвегия – друг России

"Московские новости", комментируя ситуацию с задержанием российских кораблей, пишут, что норвежцы обвиняют российских рыбаков в браконьерстве на территории их экономической зоны. Однако параметры этой "зоны" норвежцы установили в одностороннем порядке.

С января 2004 года они расширили свою территориальную зону до 12 миль, о чем уведомили Россию. Расширили, как было сказано, из экологических соображений, когда стала очевидной необходимость поставить под контроль промысел трески - в связи с перспективной угрозой ее исчезновения как морского вида. Кроме того, норвежцы считают, что вправе регулировать правила рыболовства во всей двухсотмильной зоне Шпицбергена.

"Это, как бы это помягче выразиться, - перебор", - пишет МН. Российская сторона претензии норвежцев просто не признала, посчитав себя ущемленной. Некоторые официальные лица даже не смогли удержаться от резких заявлений. Так, глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов счел необходимым озвучить собственную точку зрения на происходящее.

"Норвежская сторона, по-видимому, вытесняет наших рыбаков из района Шпицбергена", - заявил он в разгар работы российско-норвежской смешанной комиссии по рыболовству, которая в кои-то веки собралась в Калининграде, продолжает МН. А лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский вообще призвал провести в районе внеочередные учения Северного флота.

Газета напоминает, что в новейшей истории есть прецеденты морских споров между странами. Так, в марте 1995-го связанные трансатлантическими узами Испания и Канада начали в Северной Атлантике "рыбную войну" из-за промысла палтуса.

Cценарий того конфликта перекликается с нынешним: одна страна в одностороннем порядке декларирует свой суверенитет над водными ресурсами, другая ей отвечает: "Мы здесь тыщу лет ловили и будем ловить". Канадцы послали в зону промысла свои боевые корабли, испанцы в ответ – свои, к тому же аннулировали безвизовый режим для граждан Канады. Сторонам понадобилось чуть больше месяца, чтобы найти компромисс, хотя и не без помощи Вашингтона и Брюсселя.

Обозреватель МН заключает, что компромисс должен быть найден и сейчас, поскольку Норвегия, со всеми ее, быть может, завышенными требованиями, друг России, достаточно лишь вспомнить, как норвежские водолазы участвовали в спасательных операциях во время катастрофы "Курска".