Правозащитники уверены, что нашли пропавший лист из "предсмертной записки" Долматова
ВКонтакте
Правозащитники уверены, что нашли пропавший лист из "предсмертной записки" Долматова Когда представители Долматова получили доступ к его вещам, находившимся в Нидерландах, там нашлась седьмая страница его письма. Об этом "Независимой газете" рассказала правозащитница Оксана Челышева
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Правозащитники уверены, что нашли пропавший лист из "предсмертной записки" Долматова
ВКонтакте
 
 
 
Когда представители Долматова получили доступ к его вещам, находившимся в Нидерландах, там нашлась седьмая страница его письма. Об этом "Независимой газете" рассказала правозащитница Оксана Челышева
YouTube
 
 
 
Российские правозащитники, расследующие гибель в Нидерландах оппозиционера Александра Долматова, не готовы согласиться с оценкой МИДа РФ, охарактеризовавшего произошедшее как трагическую случайность
Архив NEWSru.ru

Российские правозащитники, расследующие гибель в Нидерландах оппозиционера Александра Долматова, не готовы согласиться с оценкой МИДа РФ, охарактеризовавшего произошедшее как трагическую случайность. Получив доступ к личным вещам сбежавшего из страны из-за "болотного дела" другоросса, они, по собственным словам, нашли свидетельства того, что в адрес молодого человека перед смертью поступали угрозы. Кроме того, правозащитники сомневаются в подлинности записки активиста, якобы написанной перед смертью.

Когда представители Долматова получили доступ к его вещам, находившимся в Нидерландах, там нашлась седьмая, ранее считавшаяся утерянной, страница его письма, которое в СМИ было окрещено предсмертной запиской. Об этом "Независимой газете" рассказала правозащитница Оксана Челышева. Она объяснила, что этот листок (и, надо полагать, все письмо - прим. NEWSru.ru), нельзя считать предсмертным, так как он был написан, возможно, задолго до трагедии: "Листок никогда не был в камере депортационного центра - ведь мы нашли его в вещах, сданных Александром сразу по прибытии".

"На этом листочке всего лишь два предложения: "Я исповедался и причастился... Да, законы меняются, но меня никто не п..." - рассказала собеседница "НГ".

"Фундамент режима все больше расшатывается"

И вообще, текст, принятый журналистами за "предсмертную записку" Долматова, похоже, был собран из двух частей. Одна - это, по мнению правозащитников, послание к матери. Вторая часть, в которой оппозиционер кается в неправедном образе жизни и разнообразных грехах, вызывает подозрения с точки зрения подлинности.

"Мама, мамулечка! Я ухожу, чтобы не возвращаться предателем, опозорить всех, весь наш род... Глупыми и бессмысленными были последние мои годы. Полными наркомании и разврата..." - говорилось в "предсмертной записке" Долматова, опубликованной российскими СМИ в январе. Близкие другоросса сразу же высказали подозрение, что "покаяние" было написано Долматовым под давлением. "В записке много явно надиктовано. То ли он давал понять нам, что это он пишет либо под контролем - без запятых, Россия через "а", - говорила мать Долматова.

Его друзья и правозащитники, в свою очередь, указывают на то, что содержание этой записки чрезмерно контрастирует с воззрениями другоросса. "В том числе, записями из другого блокнота, где говорится о том, что "фундамент режима все больше расшатывается", в России "действует диктатура лжи", а протесты будут только нарастать", - рассказала "НГ" правозащитница.

Долматову могли угрожать перед смертью

Собеседница издания также сообщила, что в адрес Долматова перед смертью поступали угрозы - это удалось установить из переписки оппозиционера: "Например, мы увидели SMS от знакомого Долматова с просьбой переслать ему на почту скриншоты присылаемых ему угроз - речь, видимо, шла об интернет-переписке Александра с неизвестными лицами".

Кто мог угрожать беглому активисту, пока не ясно. В окружении оппозиционера ранее отмечали, что Долматов, в России работавший на оборонном предприятии, мог попасть под давление со стороны европейских спецслужб. Или же высказывалось предположение, что молодого человека убили спецслужбы российские - якобы инсценировавшие самоубийство либо вынудившие оппозиционера пойти на него. Мать другоросса рассказывала, что незадолго до смерти сын резко изменился, по телефону жаловался на постоянную усталость и сонливость.

С другой стороны, люди, тесно общавшиеся с Долматовым в Нидерландах, отмечали, что смерть россиянина вполне могла быть некриминальной, а связанной, например, с депрессией, в которую россиянин мог впасть на чужбине, отчаявшись получить убежище.

"Из разговоров было понятно, что в нем происходит внутренняя борьба..." - рассказывал журналистам служитель местной православной церкви, знакомый с Долматовым. Источники среди российских эмигрантов в Нидерландах в свою очередь поясняли: "Там (в лагере для беженцев) человеку, который пожаловался на недуг, могут сразу дать сильные лекарства. Причем это могут сделать как рядовые обитатели лагеря, так и сотрудники... С Долматовым, который, возможно, впал в депрессию, могло случиться нечто похожее".

Возможно, прояснить ситуацию с приемом оппозиционером психотропных веществ - добровольных ли и по медицинским показаниями или в виде наркотических веществ - сможет прояснить комплексная медицинская экспертиза, проведенная с телом покойного. Российские правозащитники пояснили "НГ", что ее результаты планируют получить в ближайшее время.