Проживающий в Израиле предприниматель Леонид Невзлин намерен вложить деньги российской нефтяной компании ЮКОС, размороженные швейцарским судом, в израильские инвестиции, сообщает газета Ma'ariv.
Кроме того, как сообщает пресс-служба Леонида Невзлина, часть денег пойдет на поддержку российских демократических движений и "борьбу с нарождающимся культом личности в России", передает NEWSru Israel.
Напомним, что 25 августа Федеральный суд Швейцарии удовлетворил иски Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также ряда связанных с ними компаний и разблокировал их банковские счета в этой стране на общую сумму 200 млн франков (более $166 млн).
Суд также высказался против дальнейшего оказания правовой помощи России по делу ЮКОСа, поскольку счел уголовное преследование Ходорковского и Лебедева политически мотивированным. Это первое в практике швейцарского федерального суда решение отказать в правовой помощи иностранному государству, отмечает газета "Коммерсант".
В своем заявлении Невзлин приветствовал решение швейцарского суда. "Швейцарский суд признал, что дело ЮКОСа является политическим преследованием, сфабрикованным по указке Кремля, и характеризуется грубыми нарушениями прав человека", - отметил предприниматель.
В связи с этим бывшему акционеру ЮКОСа "представляется естественным, чтобы часть средств, освободившихся в результате решения швейцарского суда, пошли на борьбу с кремлевским произволом и на поддержку защиты прав человека".
В планы Невзлина входит учреждение грантов для правозащитников и правозащитных организаций, "которые продолжают свою деятельность в России несмотря на репрессии со стороны путинского режима".
"Надеюсь, что с помощью этих мужественных людей все случаи нарушения прав человека в России дойдут до сведения Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европейского суда по правам человека, Конгресса США, международных правозащитных организаций", - подчеркивает Невзлин.
Невзлин выражает уверенность, что "наличие в России сил, выступающих за демократические принципы, свободу слова, независимую систему правосудия, за соблюдение Конституции, чрезвычайно важно особенно накануне парламентских и президентских выборов".
Напомним, первое следственное поручение по делу ЮКОСа Генпрокуратура РФ направила в Швейцарию в 2003 году. Тогда по запросу российской стороны швейцарская прокуратура блокировала с марта 2004 года счета ряда компаний на общую сумму 6 млрд франков ($5 млрд). Однако уже через три месяца федеральный суд снял арест почти со всей суммы.
А в минувшую субботу власти Швейцарии объявили о разблокировании оставшихся счетов ЮКОСа и его дочерних предприятий. Как пояснил помощник Невзлина Эрик Вольф, на счетах Group Menatep Ltd. (GML), контролирующей 61% акций ЮКОСа, находящегося в состоянии банкротства, находилось порядка $100 млн из разблокированных средств, из которых 68% приходится на долю Невзлина, передает "Интерфакс".
Кроме того, суд счел, что разъяснения, полученные от России, недостаточны, а ведение уголовного дела ЮКОСа не соответствует общепринятым нормам правового государства. Как говорится в судебном решении, правовому сотрудничеству с российскими властями в деле ЮКОСа препятствуют явно политический характер уголовного преследования Ходорковского и Лебедева, а также "нарушения конституционных гарантий прав человека и прав защиты, совершавшихся на всем протяжении судопроизводства".
Многие обстоятельства расследования этого уголовного дела, отметил федеральный суд, "подкрепляют подозрение, что в данном случае судопроизводство было использовано нынешней властью с целью приструнить класс богатых "олигархов" и устранить потенциальных или явных политических противников".
После оглашения судебного решения представитель швейцарской прокуратуры заявил, что у его ведомства больше нет оснований для оказания правовой помощи России по делу ЮКОСа и никакого содействия больше оказываться не будет.
Российская Генпрокуратура сочла такое решение швейцарского суда "политически мотивированным". "Отказ Швейцарии предоставлять России помощь по этому делу - мы расцениваем его как абсолютно неправосудное и политически мотивированное", - заявил 27 августа генпрокурор Юрий Чайка.
По его словам, "это говорит о неуважении к стране и к своим коллегам". Он напомнил, что решения должны основываться "на нормах закона, другого источника права не существует". "Мы не считаем, что в деле поставлена точка", - подчеркнул Чайка.