"Труд" назвал 10 явлений, в корне поменявших представления о работе и образовании
Журнал "Здоровье"
"Труд" назвал 10 явлений, в корне поменявших представления о работе и образовании С 2000 года количество студентов вузов увеличилось с 4,7 млн до 7,5 млн человек в год. При этом заканчивают вуз сегодня не более 2 млн человек ежегодно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Труд" назвал 10 явлений, в корне поменявших представления о работе и образовании
Журнал "Здоровье"
 
 
 
С 2000 года количество студентов вузов увеличилось с 4,7 млн до 7,5 млн человек в год. При этом заканчивают вуз сегодня не более 2 млн человек ежегодно
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Изменились взгляды на то, каким должен быть офис. Из полуподвальных комнат в особняках в центре города и советских зданий офисы переместились в бизнес-центры из стекла и бетона
Фото NEWSru.ru

За минувшие 10 лет жизнь стала более динамичной, что не могло не сказаться на работе и образовании. Число студентов вузов увеличилось почти в два раза, мобильный телефон стал неотъемлемой частью почти каждого сотрудника, а зарплата, перечисленная на банковскую карточку, стала обычным делом. Всего газета "Труд" насчитала 10 изменений, которые сказались на нашей жизни.

Мобильный телефон

Мобильный телефон превратился из роскоши в средство контроля сотрудника работодателем. Во многих компаниях работникам запрещено отключать телефон ночью или во время отпуска - за это им грозят депремированием, а то и увольнением.

Предоставление корпоративной sim-карты для работников стало важным пунктом соцпакета: если работодатель оплачивает твои расходы на связь, значит, компания ценит тебя, уважает и заботится.

Сложно представить себе такую ситуацию в конце 90-х - начале 2000-х. К 2009 году она стала реальностью. Мобильный телефон сегодня есть почти у всех.

Интерес к высшему образованию возвращается

С 2000 года количество студентов вузов увеличилось с 4,7 млн до 7,5 млн человек в год. При этом заканчивают вуз сегодня не более 2 млн человек ежегодно.

Получать высшее образование стало модно и доступно. За десять лет почти в три раза увеличилось количество студентов, обучающихся в негосударственных вузах, - с 470 тысяч до 1,2 млн. Стоит удовольствие не очень дорого, а диплом все равно государственного образца.

В стране установилось рекордное соотношение: на двух выпускников школ приходится одно бюджетное место. Поступить в вуз стало гораздо проще, поэтому получать высшее образование ринулись не только школьники, но и взрослые люди.

В каждом небольшом городе есть свои отделения, учиться в них можно за 10–20 тысяч рублей за семестр. Всего за последние 10 лет высшее образование получили 20 млн человек.

Офисы из полуподвальных комнат переехали в бизнес-центры

Изменились взгляды на то, каким должен быть офис. Из полуподвальных комнат в особняках в центре города и советских зданий офисы переместились в бизнес-центры из стекла и бетона. Кабинеты сменились большими открытыми помещениями - концепция open space; сотрудники привыкли быть на виду и переговариваться друг с другом из-за перегородок.

Появление в нашей жизни офисов вызвало и появление термина "офисное рабство", когда жизнь сотрудника сводится к сидению за компьютером, а любые передвижения внутри здания строго регламентированы временем и начальником.

Еще одна тенденция, связанная с офисами: с 2004 года в крупных городах начали выводить старые заводы из исторического центра, а на их месте строить бизнес-центры. Многие россияне сегодня работают в бывших ангарах или цехах.

ЕГЭ обязателен для всех

За последние годы полностью изменились правила приема в вузы. Конец десятилетия преподнес поступающим сюрприз: отныне в высшее учебное заведение можно попасть лишь по результатам единого государственного экзамена, который сдается в школе.

Впервые ЕГЭ был проведен в 2001 году, тогда по его результатам нельзя было поступить в вуз. Однако начиная с этого года все высшие учебные заведения принимали студентов на дневное отделение только по результатам ЕГЭ. Исключением стали 24 вуза, которым было разрешено проводить одно дополнительное испытание. Всего единый госэкзамен в этом году сдали более миллиона человек.

Зарплата на карточках

С начала 2000-х годов работодатели перестали платить своим сотрудникам наличными и начали перечислять зарплату на карточки.

При этом многие как огня боялись банковских карт, плохо понимали, что с ними делать, теряли ПИН-коды, сами карты, становились жертвами мошенников. В дни зарплат очереди в крупных компаниях выстраивались уже не у касс бухгалтерии, а у банкоматов.

В середине десятилетия на банковские карты начали переводить и студенческие стипендии. Студенты легче адаптировались к новой технологии, чем взрослые, многие из которых до сих пор стараются, как только деньги приходят на зарплатную карту, обналичить их.

Бум зарплатных карт привел и к увеличению численности персонала банков, которым потребовались специалисты по работе с клиентами, операторы в call-центрах.

Кризис, начавшийся полтора года назад, никак не сказался на банковских зарплатных картах и сотрудниках, которые занимаются их обслуживанием.

Корпоративные символика и цвет

Компании стали обзаводиться корпоративными символикой и цветами. Цвет стал важным элементом пиара, и теперь на то, чтобы "перекрасить" бренд, предприятия стали тратить сотни тысяч. А ребрендинг всех отделений "Сбербанка" будет стоить 20 млрд рублей.

"Евросеть" узурпировала желтый, "Сбербанк" и "МегаФон" поделили зеленый, МТС стала ассоциироваться с яйцом на красном фоне, а "Билайн" - с пчелиной полосатостью. Аптеки выбирали голубой и зеленый, банки - спокойные синий и белый, магазины по продаже бытовой техники полюбили красный.

Сотрудников, стоящих за прилавками, одели в корпоративные цвета; те, кто не мог или не хотел изготавливать целые комплекты одежды, ограничились шарфиками. Стало принято выпускать пакеты, ручки, блокноты с корпоративной символикой, дарить игрушки с соответствующей эмблемой и ставить свой логотип даже на воздушные шары.

Бегство от карьеры

В последнее десятилетие вошло в обиход понятие "дауншифтинг". Чаще всего оно звучит в контексте "бросить успешную работу и уехать из большого города" ради спокойной жизни, чаще в Гоа и на Бали, реже - в деревню. Уезжают не только для того, чтобы бесцельно лежать на пляже. Там море, хороший климат, за деньги от сдачи в аренду московской квартиры можно месяц жить в двухэтажном доме, а если захочется открыть свой бизнес, чиновники не будут чинить препятствий.

Менее радикальные варианты дауншифтинга - найти менее ответственную и оплачиваемую работу или в принципе меньше работать.

Дауншифтить уходят с топовых позиций и высоких зарплат, устав от стрессов, цейтнота, постоянной ответственности и очень больших денег. Решившиеся на такую эмиграцию близки к движению хиппи 60-х.

Кризис вызвал новую волну дауншифтеров: люди уезжали, поскольку было очевидно, что прежних зарплат в России в ближайшее время не будет, да и прежней работы зачастую тоже.

Дауншифтеров принято либо ругать за то, что перестали бороться и начали вести практически растительный образ жизни, либо уважать за то, что смогли выбраться из офисной рутины и вернуться к себе настоящему.

Самый больной вопрос дауншифтинга - что делать, если жизнь вдали от цивилизации надоест и вы решите вернуться на работу. Впрочем, бывший редактор "Коммерсанта" Владимир Яковлев вернулся в Россию после восьмилетнего отсутствия и запустил успешный проект "Сноб".

Бакалавры и магистры

В 2003 году было принято решение присоединиться к Болонскому процессу: разделить высшее образование на две ступени - бакалавриат и магистратуру. До этого студенты обучались пять лет и получали диплом специалиста. Теперь им предстоит учиться четыре года на бакалавриате, а потом два года в магистратуре. Эти изменения должны приравнять отечественное образование к мировым стандартам.

Массовый переход на систему бакалавр-магистр начался в этом году и продлится в 2010-м. В магистратуре в 2009 году было 34 тысячи бюджетных мест, в будущем году будет более 50 тысяч.

Годы соцпакетов

Социальный пакет пришел в Россию в феврале 2002 года, когда взамен советского КЗОТа был принят Трудовой кодекс. Он законодательно закрепил обязанность работодателя оплачивать своему сотруднику обязательное медстрахование, отпуск, больничный, отчислять деньги в Пенсионный фонд. Тогда же компании стали предлагать работникам дополнительные льготы: добровольное страхование, оплату мобильный связи, транспорта, бесплатные обеды.

В период кризиса соцпакеты серьезно похудели. В период безработицы работники готовы оставаться на своем рабочем месте и без дополнительной мотивации. По данным кадрового агентства "Анкор", их урезала треть работодателей. В первую очередь под сокращение попали добровольное медицинское страхование (20%), оплата мобильной связи (16%), компенсация затрат на питание (13%) - таковы данные исследования Kelly Services.

Рынок работника

В 2001–2008 годах в России экономика росла (рост ВВП составил 57%, а численность населения падала). Из-за этого по всей стране, особенно в крупных городах, возник дефицит персонала - трудиться на открывающихся заводах, в банках, магазинах было некому. Рынок труда стал принадлежать работнику - увольняясь из одной компании, человек получал сразу несколько предложений от других.

В 2005–2008 годах работодатели начали гонку зарплат, повышая оклады сотрудникам не за реальную работу, а только чтобы он не менял свое место. Зарплаты росли неоправданно быстро, увеличившись в среднем по стране с 8554 рублей до 17 112 рублей, то есть ровно в два раза.

В период кризиса зарплатный "пузырь" лопнул, и средний заработок по стране упал до 15 200 рублей. Из-за массовых сокращений на рынке труда появились свободные работники, и компании перестали включать в зарплату премию за лояльность.

Одновременно с ростом зарплат падала безработица. Если в 2000-м она составляла 10,6%, то к 2008 году упала до 6,3%. Однако кризис скорректировал и этот показатель, и в мае 2009 года безработица снова перешагнула рубеж в 10%.

В 2000-х выросло число экономически активного населения с 72,7 до 75,7 млн человек, то есть на 4%. На фоне падения общей численности это означает, что часть людей занялась легальными заработками вместо криминальных или просто вышла из запоя на работу.