Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Общественной наблюдательной палаты (ОНК) Елена Масюк выяснила, как истязают, выбивают деньги и убивают в столичном СИЗО-4
© РИА Новости / Алексей Никольский
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Общественной наблюдательной палаты (ОНК) Елена Масюк выяснила, как истязают, выбивают деньги и убивают в столичном СИЗО-4 За последние полтора месяца в СИЗО-4 умерло четверо заключенных, и все эти смерти очень странные
 
 
 
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Общественной наблюдательной палаты (ОНК) Елена Масюк выяснила, как истязают, выбивают деньги и убивают в столичном СИЗО-4
© РИА Новости / Алексей Никольский
 
 
 
За последние полтора месяца в СИЗО-4 умерло четверо заключенных, и все эти смерти очень странные
Moscow-Live.ru

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Общественной наблюдательной палаты (ОНК) Елена Масюк выяснила, как истязают, выбивают деньги и убивают в столичном СИЗО-4 ("Медведь"), лично пообщавшись с заключенными этого следственного изолятора, расположенного на улице Вилюйской в районе станции метро "Медведково", около МКАД. Отрывки из ее дневника публикует "Новая газета".

За последние полтора месяца в СИЗО-4 умерло четверо заключенных, и все эти смерти очень странные. По словам сокамерников умерших, те вечером легли спать, а потом их не стало. У одного болело сердце, у другого был гайморит и он задохнулся во сне, у третьего вообще ничего не болело, но он упал со второго яруса, ударился головой о кровать, затем об пол и умер.

Четвертый арестант якобы совершил суицид, повесившись на решетке вентиляционной вытяжки в туалете, которая находится не очень высоко. "Думаю, повеситься там было непросто", - пишет Масюк.

О том, что творится в этом СИЗО, она начала узнавать, зайдя в случайно выбранную многоместную камеру, в которой находились 23 человека. Там она заметила заключенного с жутко избитым лицом: кровоподтеки под глазами, один глаз абсолютно красный, белка вообще не видно.

На вопрос, что с ним случилось, он ответил: "Упал со второй полки, все нормально". Тогда Масюк спросила по-другому: "Чем вам в глаз тыкали?" - и получила ответ: "Ложками". После этого заключенный по имени Алексей рассказал, что произошло в камере.

"Упал со второго яруса"

Он поведал, что его избивали в течение пяти часов в ночь с 18 на 19 декабря сокамерники, которым что-то не понравилось в словах Алексея, недавно "поднятого" в эту камеру из карантина. Сперва били по голове - руками, ногами. Затем повалили на пол и стали запрыгивать на грудь, потом принялись бросать в него полные пятилитровые бутыли с водой. После чего попытались воткнуть ему в глаза две ложки. Одну Алексей сломал, а вторую - не успел, она попала в глаз.

Другие сокамерники на истязания никак не реагировали, равно как и сотрудники изолятора. А утром оперативник "посоветовал" Алексею написать, что у него ни к кому нет претензий, поскольку он ночью "просто упал со второго яруса", что он и сделал.

Никакого дела по факту избиения заключенного заводить не стали. Между тем статья 117 ("Истязания") УК РФ предусматривает до семи лет лишения свободы. Кроме того, должны быть наказаны сотрудники, которые не пресекли избиение заключенного, и те сотрудники, которые скрыли факт истязания. Ничего этого сделано не было. В изоляторе ограничились тем, что Алексея перевели в другую камеру, пишет Масюк.

При этом она замечает, что в другом столичном изоляторе - "Матросской Тишине", где в феврале этого года в камере был убит заключенный, изначальная официальная версия была такая же - "упал со второго яруса".

Смотрящий Рожок и "петушиные" камеры

Как и в других подобных заведениях Москвы, в СИЗО-4 есть так называемый смотрящий: в последние месяцев семь - это Евгений Рожков по прозвищу Женя Рожок. Сидит по ст. 209 ("Бандитизм"). В камере смотрящего восемь человек. Все мужчины серьезные, суровые, некоторые хорошо накачаны, описывает Масюк.

Судя по ее рассказу, одним из основных занятий смотрящего является выбивание денег из других заключенных, и свой интерес в этом деле имеют сотрудники изолятора. Выбивают в среднем от 500 тысяч до полутора миллионов рублей. За отказ грозят переводом в "петушиную" камеру.

Такие камеры есть в каждом изоляторе. Чтобы попасть в нее, достаточно, если смотрящий просто назовет человека "петухом". С этим клеймом заключенный пойдет и на зону, пишет Масюк.