Совещание с руководством правоохранительных ведомств, 29 июля 2011 года
Президент России
Совещание с руководством правоохранительных ведомств, 29 июля 2011 года "Известия" со ссылкой на одного из высокопоставленных чиновников пишут, что при транспортировке в плавучем доке "Булгария" сорвалось с кранов и рухнула с трехметровой высоты
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Совещание с руководством правоохранительных ведомств, 29 июля 2011 года
Президент России
 
 
 
"Известия" со ссылкой на одного из высокопоставленных чиновников пишут, что при транспортировке в плавучем доке "Булгария" сорвалось с кранов и рухнула с трехметровой высоты
Russia Today
 
 
 
Железные подпорки распороли правый бок теплохода, тот самый, где планировали обнаружить пробоину
Russia Today

Предварительная причина гибели теплохода "Булгария" - плохое техническое состояние судна. Об этом, по словам главы СК РФ Александра Бастрыкина, свидетельствуют предварительные результаты следствия. Для получения более точных данных назначена судебно-техническая экспертиза. Однако ее доводы могут быть поставлены под сомнение - "Булгария" при транспортировке в док рухнула с трехметровой высоты на правый бок, где планировали найти пробоину, приведшую к крушению, выяснили СМИ.

В ходе совещания президента России Дмитрия Медведева с министрами силового блока в "Горках" Бастрыкин доложил, что "определен круг государственных и негосударственных учреждений и организаций, которые несут ответственность за безопасность речного плавания, пассажиров и состояние судов". "Мы проводим следственные мероприятия с речным регистром, управлением по государственному морскому и речному надзору, с судоремонтным заводом, на котором "Булгария" проходила обслуживание, с компанией-судовладельцем", - отметил глава Следственного комитета.

- Большинство жертв "Булгарии" погибли из-за спасательных жилетов, а само судно все же погубили открытые иллюминаторы

По его словам, "известен круг должностных лиц этих организаций, визировавших наряду с турфирмой и морским регистром документы, которые могут и, видимо, должны нести ответственность за правонарушения", передает ИТАР-ТАСС.

Александр Бастрыкин подчеркнул, что "готовится судебно-техническая экспертиза, которая будет проведена крупнейшими специалистами, в результате которой мы получим научно-техническое заключение о причинах трагедии".

"Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только "стрелочников", зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту", - заявил Дмитрий Медведев и поручил Бастрыкину "докладывать о ходе следствия регулярно".

СМИ: "Булгария" при транспортировке рухнула на правый, "многострадальный", бок

Между тем достоверность экспертизы затонувшего судна может оказаться под сомнением. "Известия" со ссылкой на одного из высокопоставленных чиновников пишут, что при транспортировке в плавучем доке "Булгария" сорвалась с кранов и рухнула с трехметровой высоты. Железные подпорки распороли правый бок теплохода, тот самый, где планировали обнаружить пробоину.

"Специалисты довели судно до дока и креном стали поднимать его. Так не делается, судно прежде надо было выровнять. В результате умудрились уронить теплоход - 700 тонн грохнулись с высоты трех метров", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, "Булгария" рухнула на кильблоки дока - железные подпорки, на которые обычно устанавливается судно. В результате они буквально распороли корпус теплохода. "Самое неприятное, что "села" "Булгария" под углом и на тот самый многострадальный правый борт, где предполагалось найти пробоину. Случайно ли это вышло или специально - вопрос", - отметил госслужащий.

В результате этой аварии док тоже получил значительные повреждения - "Булгария" пробила внутреннею палубу судоремонтного сооружения. "Теперь док даже погрузиться не может. То есть нормальной работы с кораблем не получится. "Булгарию" в таких условиях можно только разрезать на части и вывезти на металлолом", - считает чиновник.

Факт падения теплохода газете подтвердили и в доке Куйбышевского затона, где кораблем сейчас занимаются следователи и эксперты. "На работоспособность дока ЧП в целом не повлияло", - утверждают работники затона. "Да, было дело - упал теплоход немножко. Но док может работать и с теми поломками, что получил".

Хроника подъема

Напомним, подготовительные работы и проектирование подъема "Булгарии" со дна Волги начались 11 июля, через день после трагедии. Операцию разрабатывали петербургские ученые из Военного учебно-научного центра ВМФ, в прошлом - 40-го НИИ Минобороны РФ (это главная научно-исследовательская организация в поисково-спасательных работах на воде в России).

14 июля военные водолазы приступили к герметизации корпуса, чтобы затем вытащить теплоход на поверхность с помощью понтонов и плавучих кранов. Глава Минтранса РФ Игорь Левитин заявил тогда, что "Булгарию" планируется не поднимать до того момента, пока не вытащат тела погибших. "Мы не хотим эти две операции совмещать, по возможности, потому что для нас важно максимально быстро достать тела, которые там есть", - отметил чиновник.

15 июля водолазы завершили осмотр судна, выполнили работы по установке стальных проводников и "передали его на подъем", которым занялся генеральный подрядчик - "Подводречстрой". "Если погода позволит, то подъем судна мы можем начать 18 июля в 10 утра, а не 19 июля, как планировалось ранее", - отмечал тогда заместитель министра транспорта Виктор Олерский.

16 июля к месту крушения прибыл плавучий кран "Могучий". Была проведена работа по сцепке строп и завершена герметизация, судно начали подготавливать к выравниванию на дне и заводить под него стропы. Олерский заявил, что завод первого стропа произошел без проблем, но при проводке второго он "во что-то уперся".

17 июля в район операции по подъему "Булгарии" прибыл глава МЧС РФ Сергей Шойгу. В тот день при выпрямлении теплохода на дне - постановке на "ровный киль" - произошло ЧП: оборвался один из двух строп, и произошел выброс нефтепродуктов из корпуса теплохода. Сообщалось, что "Булгария" лежит на правом боку на 20-метровой глубине. "Судно "присохло" к илистому грунту".

18 июля чиновники заявили, что подъем "Булгарии" затягивается: возникли сложности при постановке на "ровный киль". 19 июля теплоход удалось выровнять. 20 июля "Известия" писали, "операция по подъему "Булгарии" затягивается", замечая, что чем сложнее она становится, тем меньше высокого начальства остается на берегу Волги. Глава МЧС Сергей Шойгу, неделю находившийся на месте трагедии, с понедельника ушел в отпуск. А председатель правительственной комиссии, глава Минтранса Игорь Левитин улетел с президентом Дмитрием Медведевым в Германию.

21 июля закончили заводить под днище теплохода последнее, четвертое металлическое "полотенце".

22 июля начался подъем "Булгарии". Теплоход оторвали от грунта, верхняя палуба полностью поднялась над Волгой. Затем операция приостановилась - эксперты принимали решение: герметизировать иллюминаторы и откачивать воду с "Булгарии" на плаву либо вести теплоход на мель и там проводить эти работы. 23 июля было решено транспортировать судно на мелководье - в затон Кирельское.

25 июля начались работы по непосредственной заводке теплохода, поднятого со дна Куйбышевского водохранилища, в док.

26 июля "Булгария" была поставлена в сухой док ЗАО "Ремонтная база флота им. Куйбышева", расположенный в Камско-Устьинском районе Татарстана. Перед этим из судна откачали воду, очистили его от песка и ила. "Известия" выяснили, что при транспортировке судно упало с трехметровой высоты на правый бок.

По информации издания, Генеральная прокуратура закончит проверку, связанную с кораблекрушением, к 31 июля. В регионах спецкомиссии завершат работу 10 августа. Свою проверку проводит Общественная палата РФ. Соответствующий доклад по итогам общественного расследования планируется подготовить к середине-концу сентября. "Все ждут первых официальных экспертных заключений. После этого начнется "порка" чиновников", - сообщил источник газеты в силовых структурах.

Тем временем из-за тотальных проверок работа речников в регионах практически парализована. Судовладельцы утверждают, что несут колоссальные финансовые потери.