Президент России Владимир Путин во вторник принял генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи
Архив NEWSru.ru
Президент России Владимир Путин во вторник принял генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи Аль-Барадеи на несколько дней приехал в Россию, чтобы провести серию переговоров, побывать в Обнинске, где 50 лет назад была пущена первая в мире атомная станция
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент России Владимир Путин во вторник принял генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Аль-Барадеи на несколько дней приехал в Россию, чтобы провести серию переговоров, побывать в Обнинске, где 50 лет назад была пущена первая в мире атомная станция
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Евгений Адамов
Архив NEWSru.ru

Президент России Владимир Путин во вторник принял генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи. Это вторая встреча главы российского государства с руководителем МАГАТЭ. Во встрече, проходящей в подмосковной резиденции президента РФ Ново-Огарево, принимает участие глава Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев.

Аль-Барадеи на несколько дней приехал в Россию, чтобы провести серию переговоров, побывать в Обнинске, где 50 лет назад была пущена первая в мире атомная станция, и на Ленинградской АЭС. В понедельник гендиректор МАГАТЭ встречался с секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым, который считает, что во время беседы Путина и аль-Барадеи "будут закреплены принципиальные основы взаимодействия России с МАГАТЭ, которые успешно развиваются в последние годы".

Глава Агентства надеется обсудить с российским руководством "большое количество вопросов международной безопасности, от которых зависит мир". "Что касается определенного кризиса по проблемам нераспространения ядерного оружия, то я также рассчитываю обсудить эти вопросы с российским руководством", - сказал аль-Барадеи.

Одной из основных тем переговоров российского президента с главой МАГАТЭ станет возможность строительства на территории России первого международного хранилища ядерных отходов. Накануне глава МАГАТЭ говорил об этом с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, сообщает BBC.

Среди возможных тем предстоящих переговоров эксперты также называют ядерные проблемы вокруг Северной Кореи и Ирана, сообщает ИТАР-ТАСС.

МАГАТЭ, учрежденное в 1957 году, - независимая международная организация в системе ООН. Членами агентства являются 130 государств. Главная цель МАГАТЭ, зафиксированная в его уставе, - содействие достижению широкого использования атомной энергии для поддержания мира и благосостояния во всем мире. Бывший СССР одним из первых ратифицировал устав МАГАТЭ и оказывал агентству политическую, научно-техническую и материальную поддержку. Россия продолжает эту традицию. Отечественные проекты по атомной энергетике соответствуют требованиям МАГАТЭ и находятся под контролем агентства.

Россия может построить на своей территории первое в мире международное хранилище ядерных отходов

Ядерные отходы находятся сейчас более чем в 50 странах мира, однако далеко не все из них могут или хотят его хранить. Россия же - единственная страна в мире, где законодательство позволяет ввозить ядерные отходы из-за рубежа. Об этом заявил в понедельник премьер Михаил Фрадков.

Сторонники такой перспективы говорят, что Россия сможет заработать на этом около 20 млрд долларов за 10 лет. Противники утверждают, что гораздо раньше Россия превратится в ядерную помойку.

В декабре 1998 года министр по атомной энергии России Евгений Адамов направил своему американскому коллеге, руководителю Департамента по энергетике Биллу Ричардсону письмо, в котором предложил рассмотреть вопрос о размещении в России американского отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для долговременного хранения и последующей переработки.

Однако поправку к закону об охране окружающей среды, разрешающую ввоз в Россию отработанного ядерного топлива, депутаты приняли только в 2001 году, уже при другом главе Минатома - Александре Румянцеве. И это несмотря на то, что экологи собрали 2,5 млн подписей россиян в поддержку проведения общенародного референдума по этому вопросу. По данным социологов, на тот момент против ввоза ядерного мусора были 93,5% граждан РФ.

Между тем, по мысли Министерства атомной энергии РФ, в Россию планировалось ввезти около 20 тыс. тонн ОЯТ, которое, на самом деле, является радиоактивными отходами атомных электростанций, сообщает ВВС.

Вопрос о строительстве хранилища считается почти решенным, несмотря на протесты экологов. В Минатоме говорят, что этот проект принесет стране миллиарды долларов. Зампред Думского комитета по природопользованию Александр Беляков заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что от строительства хранилища Россия только выиграет.

Однако, по словам Белякова, речь вряд ли идет о ядерных отходах: "Отработанное ядерное топливо тоже называли отходами, но это стратегическое сырье". "Американцы, например, не разрешают тем, кто использует атомные станции, никуда вывозить отработанное топливо, отработанное топливо через 20 лет восстанавливается, это не отходы", - подчеркнул он.

"Ядерные отходы в Россию ввозиться не могут, закон был принят о ввозе отработанного ядерного топлива, - отметил Беляков. - А отработанное ядерное топливо и раньше не уничтожалось". "В законе не сказано ни слова про отходы, более того, там сказано, что отходы запрещены к ввозу в РФ, это и сегодня действует, - сказал Беляков. - Мне кажется, это какая-то провокация". "Отходы никто не пропустит, а международное хранилище отработанного ядерного топлива - это тема интересная, потому что технология в России отработана, безопасна", - заметил он.

Экологи, ученые и некоторые политики считают, что ввоз ОЯТ в Россию обернется катастрофой

Экологи, в свою очередь, заявляют, что ввоз в Россию отработанного ядерного топлива закончится катастрофой. Об этом сказал президент Центра экологической политики России, член-корреспондент АН РФ Алексей Яблоков. "Россия - единственная страна, в законодательстве которой это разрешено, - подчеркнул Яблоков. - 4 года назад был скандал, когда под давлением министерства по атомной энергии Дума приняла поправки к законодательству, разрешающие ввоз отработанного ядерного топлива на хранение и захоронение".

"Нигде в мире до сих пор нет технологий, позволяющих безопасно хранить эти радиоактивные отходы, отработавшее ядерное топливо - это фактически радиоактивные отходы, которые будут оставаться радиоактивными на протяжении долгих лет, например, плутоний - 200 тысяч лет", - сказал Яблоков.

"В мире считается, что для того, чтобы организовать надежное хранение, нужно найти какие-то места, сделать защитные оболочки, которые позволяли бы этим отходам надежно храниться на протяжении по крайне мере 10 тысяч лет, например, Америка затратила на поиски такого хранилища около 4 миллиардов долларов", - заметил он.

"Но такого хранилища сделать нельзя, - считает Яблоков. - Наши атомщики говорят, что они решили эту проблему, но независимые эксперты во всем мире говорят, что проблема не решена". "Прошло 4 года с тех пор, как мы можем брать отработавшее ядерное топливо, но ни одного грамма ни одна страна не представила, потому что 80% этого топлива - это топливо американского происхождения, а у американцев запрет на распространение расщепляющихся материалов, кроме того, очень сильно общественное давление", - сказал Яблоков.

По его словам, если отходы прибудут, например, в Красноярск, "ничего хорошего не будет, это - радиационная нагрузка на весь край, Россия вымрет".

В свою очередь, доктор химических наук, профессор Лев Федоров считает, что в России в нынешних условиях строить хранилище для ОЯТ нельзя. "Дело не в хранилище, а в той государственной системе, в которой мы реально живем, можно построить надежное хранилище где угодно, может, даже и в России, но такая уникальная государственная система, как у нас, не позволяет сделать это настолько надежно, насколько заслуживает наше население", - отметил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

"Такие серьезные проекты я бы не доверил нашему бюрократическому начальству, - сказал Федоров. - В нашей стране в нынешних условиях строить хранилище я бы не решился именно из-за того, что не доверяю нашему начальству".

Координатор ядерной кампании Гринпис России Владимир Чупров заявил, что проекты, подобные строительству хранилища для ОЯТ, в России очень опасны. "У нас очень низкая дисциплина и технологическая культура производства, Россия на сегодня не имеет технологической возможности для организации и ведения таких проектов", - отметил он.

"Существует риск аварий и теракта при транспортировке радиоактивных отходов, тем более, отходы предполагается ввозить в центр Сибири с западных и восточных рубежей страны, в том числе вблизи очагов военной напряженности", - сказал Чупров в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

"Кроме того, сама переработка - это сотни миллионов кубометров жидких и твердых радиоактивных отходов, которые в России традиционно закачиваются под землю или сливаются в реки, сотни тысяч людей уже пострадали от этой деятельности", - добавил он.

"Естественно, Гринпис России, так же, как и 90% населения России, против подобных проектов, практически превращающих Россию в международную ядерную свалку, - подчеркнул Чупров. - Россия превращается в единственную страну в мире, которая открывает границы для подобных проектов".

А заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин полагает, что создание на территории России международного хранилища ядерных отходов нанесет не только экологический, но и финансовый вред.

По его словам, "будущие поколения граждан России вынуждены будут оплачивать обращение с этими отходами в течение около сотни лет, а то и больше". Выгоду от создания подобного хранилища может получить лишь "нынешнее поколение, в основном чиновники и коммерческие структуры, которые будут выполнять заказ", заметил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

"Сегодня в Челябинской области есть производственное объединение "Маяк", в окрестностях которого умирают люди, рождаются дети с генетическими уродствами, что является результатом той переработки, которой так активно хотят заниматься некоторые представители атомного лобби", - отметил Митрохин.