Письмо, направленное против Михаила Ходорковского, разделило российских культурных деятелей и вызвало массу вопросов. Например, кто именно оплатил недешевую публикацию этого обращения
Прессцентр Ходоркрвского
Письмо, направленное против Михаила Ходорковского, разделило российских культурных деятелей и вызвало массу вопросов. Например, кто именно оплатил недешевую публикацию этого обращения Во вторник газета "Известия" опубликовала обращение деятелей культуры, науки и представителей общественности в поддержку позиции суда в деле Михаила Ходорковского
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Письмо, направленное против Михаила Ходорковского, разделило российских культурных деятелей и вызвало массу вопросов. Например, кто именно оплатил недешевую публикацию этого обращения
Прессцентр Ходоркрвского
 
 
 
Во вторник газета "Известия" опубликовала обращение деятелей культуры, науки и представителей общественности в поддержку позиции суда в деле Михаила Ходорковского
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Писатель Виктор Шендерович утверждает, что видел и текст письма, и подписи под ним еще до того, как оно появилось в печати
Архив NEWSru.ru

Письмо, направленное против Михаила Ходорковского, разделило российских культурных деятелей и вызвало массу вопросов. Например, кто именно оплатил недешевую публикацию этого обращения.

Во вторник газета "Известия" опубликовала обращение деятелей культуры, науки и представителей общественности в поддержку позиции суда в деле Михаила Ходорковского. Под письмом, увидевшим свет ровно через два дня после дня рождения бывшего главы НК ЮКОС, стоят подписи известных режиссеров, певцов, композиторов, спортсменов, ученых.

Все они в категорической форме отрицают политический подтекст громкого судебного процесса и подчеркивают справедливость приговора, пишет газета "Новые Известия".

Письмо общественников и деятелей культуры, а также фамилии подписавшихся заняли ровно половину третьей страницы газеты. Надпись в верхнем левом углу гласила: "На правах рекламы". Авторы письма признавали несовершенство правовой системы сегодняшнего государства, но по их словам, "обсуждение отдельного судебного процесса не должно носить характер дискредитации всей судебной системы, государства и общества и ставить под сомнение основы законности и порядка в стране".

Под обращением стояли подписи уважаемых людей. Среди них режиссер Станислав Говорухин, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, врач Лео Бокерия, певец и депутат Александр Розенбаум. Впрочем, набор имен довольно странный. Здесь же и балерина Анастасия Волочкова, спортсменка Алина Кабаева, председатель одиозного "Союза православных граждан" Лебедев и придворный художник Никас Сафронов.

Писатель Виктор Шендерович утверждает, что видел и текст письма, и подписи под ним еще до того, как оно появилось в печати. "Несколько дней назад у меня в руках оказался ксерокс этого обращения, – рассказал Виктор Шендерович. – Мне его передал один мой знакомый, имя которого я называть не буду, но его информации можно доверять. Эти письма были вложены в конверты с приглашением в Кремль на торжество по случаю Дня России. Видимо, в Кремле это обращение и писалось. Я внимательно прочитал копию, даже нашел в тексте ряд грамматических ошибок. Я предполагал, что письмо подпишут, но не думал, что подписантов будет так много. Кстати, объединяет этих людей не столько принадлежность к миру искусства, спорта и науки, сколько членство в партии "Единая Россия".

Также для многих "сторонников закона и порядка" подпись под письмом стала шансом лишний раз напомнить общественности о своем существовании.

"Есть и подписи, способные вызвать у кого-то недоумение, но мне кажется, эти люди, всегда бывшие рядом с властью, просто боятся выйти в тираж", - говорит известный художник-мультипликатор Юрий Норштейн.

Однако кто именно написал текст этого письма, и кем была инициирована его публикация в СМИ – точно неизвестно до сих пор. В редакции газеты "Известия" сказали, что не знают, от кого и когда пришло письмо. Не удалось выяснить также, кто оплатил рекламную площадь под обращение. "Этого вам не скажет никто. Это коммерческая тайна", – сказал менеджер по рекламе "Известий" Иван Зорин.

Между тем, судя по информации, опубликованной на сайте "Известий", полстраницы рекламы стоят 11 тысяч долларов. Плюс 18% НДС, плюс доплаты за выбор полосы и срочность.

Связаться с подписантами письма было практически невозможно. Многие из них просто не подходили к телефону. Анастасия Зайцева, пресс-секретарь модельера Валентина Юдашкина, подпись которого также стоит под обращением, рассказала, что письмо пришло от активистов "Союза пенсионеров России". В прилагавшемся к письму тексте они просили подписать обращение, если адресат согласен с его тезисами.

"Валентин с тезисами был согласен, – сказала Анастасия Зайцева. – Кроме того, под письмом стояло внушительное количество подписей известных и уважаемых людей, так что Валентин долго не раздумывал и тоже поставил свою подпись".

Нынешнее обращение стало фактическим ответом на письмо других деятелей культуры и науки, которые требовали признать Михаила Ходорковского политзаключенным. Среди авторов того обращения были Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Борис Стругацкий, Сергей Юрский, Эдуард Успенский. Они утверждали, что преследование Михаила Ходорковского "носит политический характер".

Как пишет "Ведомости", нынешние общественные деятели, бесспорно, правы в одном. Российская судебная система действительно серьезным образом дискредитируется, и именно в связи с делом ЮКОСа. Но только не "голосами сомневающихся", а, наоборот, голосами совершенно несомневающихся. Телеведущий Михаил Леонтьев, не раз выступавший общественным защитником государства в этом деле, нисколько не сомневается в том, что дело ЮКОСа было политическим, отмечает газета.

В эфире различных СМИ он не раз говорил о том, что на самом деле Ходорковского судили не за уклонение от уплаты налогов, а за попытку "купить власть". Государство в ответ было вынуждено применить имеющееся у него право "легального насилия". Доказать степень вины Ходорковского, равно как и кого-то другого, наша прокуратура, по словам Леонтьева, не способна, но Аль Капоне тоже попал в тюрьму не за неуплату налогов, а за то, что терроризировал весь Чикаго. Просто доказать последнее было нереально. Публичное заявление помощника президента Игоря Шувалова о том, что процесс ЮКОСа был показательным, тоже не прибавляет российской судебной системе респектабельности. Как, впрочем, и слова советника президента Андрея Илларионова, назвавшего этот процесс "аферой года".

Между тем, как отмечает "Ведомости", приговора Михаилу Ходорковскому, вступившего в законную силу, пока не существует, но мастеров искусств и спорта это нисколько не смущает. "Или их слова о верховенстве закона нужно понимать в том смысле, что оправдать Ходорковского может только суд, а обвинять - все кому не лень?", - пишет газета.

Коллективное письмо деятелей культуры - это почтенный жанр, хорошо отшлифованный за советские годы. Обитатели просторных квартир в сталинских высотках ревниво следили за тем, чтобы очередная кляуза не вышла без их подписи.

А то если вышло письмо в газете "Правда", клеймящее Сахарова или Пастернака, а подписи такого-то академика под ним нет, то плохо тому академику. Вполне может быть, что он уже в опале.

Так что поведение заслуженных деятелей наук и искусств советского времени, особенно самых страшных лет, по-человечески глубоко понятно. Отказ поставить свое имя мог дорого стоить неподписанту. В наше время совершенно непонятно, кто и что заставляет деятелей культуры ставить свои имена под такими текстами.

Проблему доверия к судебной системе открытыми письмами космонавтов и балерин не решить, пишет газета. Чтобы граждане уважали правосудие, прокуроры должны уметь доказывать вину, а судьи - слушать и слышать аргументы обеих сторон. Кстати, доверие к другим ветвям власти тоже нуждается в серьезной реабилитации. Тот же Михаил Леонтьев утверждает, например, что, кроме всего прочего, Ходорковского пришлось посадить в тюрьму для того, чтобы он не продал компанию ЮКОС вместе со стратегическими нефтяными запасами иностранцам, т. е. потенциальному противнику.

Но в "правовом обществе" на этот случай существует, например, Федеральная антимонопольная служба, которая может одобрить или запретить любую крупную сделку. Например, совсем недавно не дали Владимиру Потанину продать "Силовые машины" немецкому концерну Siemens. Причем очень культурно, без всякой "Матросской тишины". Получается, что антимонопольные органы способны хорошо делать свою работу только через раз, что не может, конечно, не дискредитировать исполнительную власть. А значит, балеринам и модельерам нужно срочно писать открытые письма в защиту отдельных министерств и ведомств, заключет "Ведомости".