С докладом по итогам работы комиссии выступил ее председатель - первый заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. Этот документ насчитывает 30 страниц
НТВ
С докладом по итогам работы комиссии выступил ее председатель - первый заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. Этот документ насчитывает 30 страниц Кесаев сообщил, что доклад не содержит закрытой информации, но подтвердил, что в документе содержится больше вопросов, чем ответов, и эти вопросы касаются штурма школы и решений, которые принимал оперативный штаб
ВСЕ ФОТО
 
 
 
С докладом по итогам работы комиссии выступил ее председатель - первый заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. Этот документ насчитывает 30 страниц
НТВ
 
 
 
Кесаев сообщил, что доклад не содержит закрытой информации, но подтвердил, что в документе содержится больше вопросов, чем ответов, и эти вопросы касаются штурма школы и решений, которые принимал оперативный штаб
НТВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Депутаты парламента Северной Осетии во вторник заслушали итоговый доклад республиканской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Заседание проходило в открытом режиме. С докладом по итогам работы комиссии выступил ее председатель - первый заместитель председателя парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. Этот документ насчитывает 30 страниц. Он станет официальным документом после дополнений, поправок и утверждения путем голосования депутатов парламента республики.

Редакция "Новой газеты" разместила полный текст доклада на своем сайте.

Один из выводов осетинской комиссии: захват школы в Беслане стал возможен из-за "недоработки правоохранительных органов". Отдельно приводится цитата из документа: "члены основного штаба знали примерное число заложников уже после первого контакта с террористами. Знали, но не озвучивали реальную цифру. Следствием их непонятного упорства, скорее всего, стал расстрел двух десятков заложников, демонстративно выброшенных со второго этажа...".

Кесаев сообщил, что доклад не содержит закрытой информации, но подтвердил, что в документе содержится больше вопросов, чем ответов, и эти вопросы касаются штурма школы и решений, которые принимал оперативный штаб. После обнародования доклада комиссия будет распущена, а ее члены договорились, что не будут делать никаких частных объявлений и комментариев относительно проделанной работы. Он пообещал передать все документы в распоряжение федеральной парламентской комиссии, которую возглавляет Александр Торшин.

Ее доклад, по последним данным, ожидается лишь в конце декабря. Комиссия Торшина обсудит доклад комиссии Кесаева через два дня.

Как сказал Кесаев, начиная доклад, "главная цель работы комиссии, созданной 10 сентября прошлого года - это выяснение причин обстоятельств гибели заложников, никаких других задач комиссия перед собой не ставила". Он напомнил, что первоначально комиссия состояла из девяти депутатов, однако четыре из них сложили депутатские полномочия и выбыли из ее состава.

В настоящее время комиссия состоит из восьми депутатов парламента, которые присутствовали непосредственно на месте трагедии с 1 по 4 сентября прошлого года, отмечает "Интерфакс".

- ВЫВОДЫ комиссии Кесаева
- Комиссия Торшина сделает свои выводы в декабре
- Расследование Генпрокуратуры сегодня продлено до 1 марта

Выводы комиссии Кесаева

Один из первых выводов парламентской комиссии - захват школы в Беслане стал следствием недоработки правоохранительных органов. "Без сомнения, захват школы в Беслане - это, прежде всего, недоработка правоохранительных органов", - заявил на заседании Станислав Кесаев. "К недоработкам правоохранительных органов следует отнести тот факт, что большое количество вооруженных людей незаметно достигает крупного железнодорожного и авиацентра, которым является город Беслан", - отметил Кесаев. "Их работа должна быть признана неудовлетворительной, и это должно повлечь за собой выводы организационного характера", - сказал он.

По данным комиссии, МВД и УФСБ Северной Осетии не знали о готовящемся нападении. Cведения об этом в материалах парламентской комиссии не подтверждаются. "Из сведений документов, предоставленных нам нашей комиссии министерством внутренних дел, следует, что упреждающей информации о том, что готовится нападение, не было", - сказал Кесаев. "Упреки в адрес отдельных представителей правоохранительных органов о том, что они имели информацию и не среагировали, наша комиссия не может подтвердить", - отметил Кесаев. По его словам, была только общая информация о "сохранении напряженной ситуации".

Комиссия Северной Осетии установила факт применения гранатометов, огнеметов и танкового огня при штурме школы в Беслане в начале сентября 2004 года. В докладе отмечена противоречивость представленных данных от силовых ведомств в отношении их действий 3 сентября 2004 года.

"Если сравнивать отчеты МЧС и прокуратуры, то по одним после 21:00 по московскому времени 3 сентября 2004 года в здании школы проводилось разминирование, а по другим - в это же время по школе стреляли танки", - сказал Кесаев. Поэтому причина взрыва в школе не установлена. "Представленные нам данные не позволяют с абсолютной убедительностью верить и в причины взрыва, послужившего началом штурма школы 3 ентября", - отметил Кесаев.

По мнению комиссии, имеет право на существование "идея предположительного выстрела извне, послужившего, якобы, началом штурма школы в Беслане. "Однако по тем материалам, которыми располагает парламентская комиссия, оснований для этого нет", - заявил замглавы парламента республики. Между тем члены комитета "Матери Беслана" убеждены, что поводом для штурма школы 3 сентября в 13:03 по московскому времени послужил выстрел со стороны окружавших школу федеральных сил.

Отвечая на вопрос, почему лидеру чеченских незаконных вооруженных формирований Аслану Масхадову позвонили только спустя 28 часов после захвата школы, Кесаев сказал, что руководство республики для разрешения кризиса с заложниками пыталось "неоднократно связаться с Масхадовым, но это ему не удалось".

Комиссия заявила о несогласованности в деятельности штаба по освобождению заложников. В частности, Кесаев отметил, что "дозирование информации о количестве заложников в школе повлияло на характер предпринимаемых действий (на 1 сентября официальные лица из штаба операции утверждали, что количество заложников 354 человека, а не более 1 тысячи детей, как это было в действительности)". Действия штаба, по мнению комиссии, привели к тому, что "родители и родственники заложников не верили в силовой вариант решения проблемы, и уже 2 сентября ими была выдвинута идея создания "живого кольца" вокруг школы для того, чтобы не допустить ее штурма силовыми структурами".

Парламентское расследование выяснило, что оперативный штаб был создан 1 сентября 2004 года. "Оперативный штаб был создан 1 сентября. Об этом говорил генерал Андреев, который 1-3 сентября руководил штабом. Ранее же сообщалось, что штаб был создан 2 сентября" - сказал Кесаев.

Кроме того, в тексте доклада говорится, что "руководствуясь законом, вряд ли можно считать, что ОШ, возглавляемый В.Андреевым, достиг поставленной цели".

Еще одно положение, содержащееся в разделе "Выводы": "Не оспаривая международный характер терроризма, как реалии в миропонимании и борьбе за власть, средства решения политических проблем, считали бы целесообразным предостеречь от чрезмерной глобализации проблемы, попытки замолчать, к сожалению, все еще существующую "чеченскую проблему" как в отдельных действиях федеральных органов власти на Кавказе, так и действиях экстремистских сил".

Наконец, обращаясь к будущему, комиссия парламента Северной Осетии предлагает не забывать о "застарелых проблемах, влияющих на складывающуюся ситуацию", в частности, политической и правовой оценки трагическим событиям осени 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, требует определения позиции федерального центра по проблеме "территориальной реабилитации репрессированных народов", а также решения "проблемы укрепления административных границ Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия".

Доклад комиссии Торшина огласят в конце декабря

Федеральная парламентская комиссия по расследованию обстоятельств и причин теракта в Беслане на ближайшем заседании в четверг ознакомится с докладом комиссии парламента Северной Осетии.

Огласить же итоги работы своего собственного расследования вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин планирует "в 20-х числах декабря". Точная дата не определена. Но ранее член федеральной комиссии, сенатор Валерий Федоров сообщил "Интерфаксу", что оглашение доклада должно состояться 28 декабря. То есть, когда вся страна будет готовиться к встрече Нового года, поэтому ни парламентариям, ни тем более рядовым гражданам будет не до доклада комиссии. Возможно, на это и рассчитывают.

Сроки обнародования отчета федеральной комиссии по Беслану откладывались по меньшей мере пять раз начиная с марта нынешнего года, поэтому нет гарантий, что и в декабре будет подведен какой-то итог.

Однако, по словам самого Торшина, парламентское расследование теракта было завершено еще в начале декабря 2004 года и члены комиссии стали работать над текстом доклада. Работа над текстом парламентской комиссии продолжается уже год. По словам того же Торшина, его комиссия использовала на эти нужды три с половиной тонны бумаги, а результата нет. Несмотря на то, что члены комиссии, по признанию ее председателя, "выверяют каждое слово", «окончательная работа парламентской комиссии не даст ответа на все вопросы», пишет сегодня "Независимая газета".

По-видимому, словесная эквилибристика, к которой вынужден прибегать Александр Торшин, имеет серьезные основания. Комиссия депутатов парламента, практически полностью контролируемого и послушного исполнительной власти, не может провести действительно независимое расследование и дать честный ответ на главный вопрос: почему стал возможен теракт и гибель 331 заложника, среди которых 186 детей?

Расследование Генпрокуратуры теракта в Беслане вновь продлено

Между тем по делу о теракте в Беслане продолжается расследование и Генеральной прокуратуры. Оно тоже не раз откладывалось. И сегодня вновь продлено - до l марта 2006 года. Об этом сообщил во Владикавказе заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель.

Напомним, что в декабре прошлого года южный полпред президента Дмитрий Козак заявил, что это расследование может завершиться к февралю 2005 года. Итоги работы Генпрокуратуры не появились ни в феврале, ни в марте, ни в апреле, ни даже к годовщине теракта.

Судя по высказываниям самого Шепеля, который курирует это расследование, трактовка основных событий и причин гибели заложников не менялась с сентября прошлого года. Например, прокуратура по-прежнему не нашла доказательств, что террористов в школе было только 32 человека, а не больше, что все они приехали на одном автомобиле, что оружия в школу до теракта не завозилось и тому подобное. Генпрокуратура хоть и признала факт применения огнеметов при штурме, но по-прежнему настаивает, что крыша спортзала не могла загореться по этой причине. Несмотря на свидетельства очевидцев о применении танков при штурме, следствие по-прежнему настаивает на том, что обстрел начался лишь после того, как заложников в школе уже не было.

Судя по всему, ничего нового, по сравнению с версией прокуратуры о теракте в Беслане, у парламентской комиссии под руководством Александра Торшина нет. По-видимому, наибольшую сложность для парламентариев, работающих над почти 300-страничным докладом, представляет написание такого текста, который бы, с одной стороны, создавал видимость независимости расследования, а с другой – не покушался бы на официальную, читай прокурорскую, версию событий в Беслане, отмечает "Независимая газета". При всем богатстве великого и могучего русского языка даже эта задача оказывается не по силам народным избранникам.

Похоже, честного парламентского расследования причин и обстоятельств теракта в Беслане не будет. Поэтому доклад комиссии нужен лишь депутатам и чиновникам, чтобы отчитаться о проделанной работе.