Роскосмос работает одновременно над расследованием двух крупных аварий: с грузовиком "Прогресс М-12М" и спутником "Экспресс-АМ4". Из-за крушения "Прогресса" американское аэрокосмическое агентство NASA опасается, что Международная космическая станция рискует остаться без космонавтов. В таком случае придется управлять работой МКС в беспилотном режиме, что увеличит вероятность поломок и аварий, передает Associated Press. Между тем Роскосмос пока не может установить причины аварии, зато специальная комиссия разобралась, почему "Экспресс" попал на нерасчетную орбиту, и начинает поиск виновных.
О том, что экипаж может покинуть МКС, если Россия не возобновит запуски пилотируемых кораблей "Союз", заявил руководитель программы МКС в NASA Майкл Саффредини. Он выразил беспокойство по поводу безопасности при возвращении экипажа в капсулах "Союза" в середине зимы, в связи с чем, по его словам, МКС может быть оставлена в автономном полете, сообщает РИА "Новости" .
- Роскосмос отложил возвращение и запуск новой экспедиции на МКС
"Если мы не увидим корабля "Союз", мы, вероятно, прибегнем к беспилотному режиму до конца года", - сказал Саффредини, дав понять, что астронавты могут оставить МКС уже в ноябре. Таким образом, станция может остаться без космонавтов впервые с 2000 года.
В то же время Саффредини отметил, что российские космонавты смогут помочь своему американскому коллеге на МКС со стыковкой первого коммерческого космического корабля Dragon, если из-за сдвигов графика к концу ноября, когда планируется запустить корабль, на станции не будет "планового" экипажа.
Для стыковки Dragon с МКС необходимо два астронавта NASA, проходивших специальное обучение. Изначально к моменту, когда планировалась стыковка, на борту станции должны были находиться американские астронавты Дэниэл Бербэнк и Дональд Петтит.
Вместе с тем, как отметил представитель NASA, российские космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, которые отправятся на станцию с Бербэнком, также проходили необходимую подготовку. "Мы можем "подтянуть" наших коллег до необходимого уровня, а команда на Земле поможет им всем", - отметил Саффредини.
Роскосмос отложил возвращение и запуск новой экспедиции на МКС
Возвращение трех из шести членов экипажа МКС на пилотируемом корабле "Союз ТМА-21" ориентировочно переносится с 8 на 16 сентября, сообщил накануне начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. На "Союзе ТМА-21" на Землю должны вернуться российские космонавты Андрей Борисенко и Александр Самокутяев, а также астронавт NASA Рональд Гаран.
Он также сообщил, что вторая тройка экипажа МКС, работающая сейчас на станции - космонавт Роскосмоса Сергей Волков, астронавт NASA Майкл Фоссум и астронавт японского космического агентства JAXA Сатоши Фурукава, - должна вернуться на Землю до конца ноября. "Мы хотели бы приземлиться до последней декады ноября", - отметил Краснов.
Запуск новой экспедиции на МКС на корабле "Союз ТМА-22" также переносится, по решению Роскосмоса, а именно с 22 сентября на конец октября - начало ноября. Ранее основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на МКС были признаны годными к полету. В основной экипаж вошли космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, а также астронавт NASA Дэниел Бербэнк, их дублеры - космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Сергей Ревин, астронавт NASA Джозеф Акаба.
По словам Краснова, Роскосмос перед отправкой нового экипажа на МКС проведет два непилотируемых запуска ракет-носителей "Союз". "Я думаю, что мы сначала сделаем один или два запуска беспилотных - либо это автомат, либо грузовик ("Прогресс М-13М"), либо и то, и другое, а потом уже будет пилотируемый пуск", - сказал глава управления.
Важность того, что перед пилотируемым запуском будут совершены два тестовых полета, отметил также представитель NASA Майкл Саффредини. "У наших российских партнеров есть другие ракеты-носители "Союз", которые они собираются отправить к МКС. В начале октября планируется произвести коммерческий запуск. Кроме того, мы рассматриваем возможность перенести запуск "Прогресса-45" с конца ноября на середину октября, если нам удастся ускорить подготовительные работы к нему", - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов пояснил, что ракета-носитель, выводившая упавший "Прогресс", будет запущена "дважды до пилотируемого запуска для подтверждения правильности наших заключений по поиску и парированию неисправности, которая привела к неудачному запуску "Прогресса М-12М".
Роскосмос установил поломку, которая привела к аварии, но не нашел ее причин
Комиссии по расследованию причин аварийного запуска грузового космического корабля "Прогресс М-12М" пока не удалось установить причину нештатной работы газогенератора 3-й ступени ракеты-носителя "Союз-У", приведшую к падению грузового корабля, сообщил "Интерфаксу" источник в комиссии.
Он отметил, что среди наиболее вероятных версий рассматриваются нарушение в подаче топлива, нештатная работа автоматики. "Сейчас идет анализ множества возможных версий, проводится математическое моделирование, выполняются эксперименты. Наша задача - определить точную причину, чтобы можно было выдать четкие рекомендации производителям ракет и двигателестроителям", - пояснил собеседник агентства.
"Сегодня (30 августа) руководитель комиссии академик Коротеев (гендиректор Исследовательского центра имени Келдыша Анатолий Коротеев) вылетает в Воронеж, где завтра (31 августа) пройдет очередное заседание комиссии", - сообщил собеседник агентства. Он напомнил, что двигатель третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", старт которой завершился аварийно, разработан в КБ химавтоматики (Воронеж) и серийно производится на Воронежском механическом заводе (ВМЗ).
Высокопоставленный источник "Коммерсанта" в руководстве ВМЗ отметил, что расследование причин аварии было осложнено тем, что фактически отсутствовала аварийная матчасть - "обломки ракеты, которых до сих пор не нашли". Однако он признал, что версия дефицита подачи топлива в газогенератор двигателя РД-0110 является основной.
В связи с этим, по его словам, на предприятии видят несколько возможных результатов расследования: "При "мягком" варианте завод будет обязан доказать качество выпуска своей продукции новым образцом двигателя, в "жестком" - будет принято решение о полном прекращении производства двигателя РД-0110". При этом собеседник не исключил, что на КБХА, разработавшее двигатель, и на производителя - ВМЗ будет наложено обязательство по разработке "возможно, даже принципиально нового двигателя".
Роскосмос нашел причину неудачного запуска "Экспресс-АМ4": кто-то ошибся в расчетах
Неудачный запуск космического аппарата "Экспресс-АМ4", который 18 августа был выведен на нерасчетную орбиту, вызван ошибкой в программировании работы системы управления разгонного блока "Бриз-М". Комиссия пришла к выводу, что был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы разгонного блока, сообщает пресс-служба Роскосмоса.
В конечном счете это привело к неправильной ориентации РБ "Бриз-М" и как следствие к выведению космического аппарата на нерасчетную орбиту. По данным ведомства, остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.
По результатам работы комиссии снят запрет с подготовки ракеты-носителя "Протон-М" с разгонного блока "Бриз-М" и подготовлены необходимые рекомендации для реализации очередных пусков. "Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Протон" на оставшиеся четыре месяца 2011 года", - говорится в сообщении пресс-службы.
Одновременно в соответствии с указаниями главы Федерального космического агентства проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ФГУП МОКБ "Марс" и ЦНИИМАШ. РН "Протон-М", РБ "Бриз-М" и космический аппарат "Экспресс-АМ4" были произведены в ГКНПЦ.