Первый президент СССР Михаил Горбачев считает возвращение к риторике холодной войны "опасным путем" для России и надеется, что президент РФ Владимир Путин не склонен его выбирать. При этом он отмечает в деятельности российского лидера признаки авторитаризма и зазнайства.
"Я думаю, что это (холодная война. - Прим. NEWSru.ru) опасный путь(...). Я не думаю, что выбор сделал такой Путин, не думаю. Может, я идеализирую. Хотя должен признать, что в его деятельности стало появляться больше авторитарных методов. Я думаю, что он уже заболел болезнью, которая в какой-то мере и мне сыграла плохую услугу, - зазнайство. Я уже говорил публично об этом. И этому нанесли удар, и этому, поставили на место и так далее", - сказал Горбачев в интервью телеканалу "Дождь".
"Я думаю, что это надо сказать и Владимиру Владимировичу, нашему президенту, я думаю, что Россия имеет президента, это не случайный человек", - отметил экс-президент СССР, рассуждая о руководителях, которые превращаются в "полубогов" и "заместителей по политической части".
"Я думаю, что мы будем уходить от сверхдержавы. И этот процесс - это не решение проблемы. Надо понять, что мы уже в другом мире, где нарастает взаимосвязь, взаимозависимость, где очень чувствительны происходящие события где-то, они задевают всегда. Вплоть до семьи. Поэтому надо учиться жить в этом мире, в глобальном мире, в условиях нарастающей взаимосвязи", - предположил Михаил Горбачев.
Комментируя украинский кризис, бывший президент Советского Союза высказал мнение, что "не надо доводить" украинских граждан до враждебного отношения к России. "А что касается Крыма, я один из первых сказал: правильное решение", - сказал он, напомнив о высоких результатах крымского референдума и количестве "русской крови", которая была "пролита за этот Крым во все времена". Что касается отделения от Украины Луганской и Донецкой областей, то Горбачев назвал это "несвоевременным". Подходящий момент, по его мнению, может вообще не наступить.
На вопрос о том, мог ли Владимир Путин после гибели ливийского диктатора Муаммара Каддафи предположить, что США уготовили ему ту же судьбу, Михаил Горбачев ответил категоричным несогласием. "Да нет. Я не считаю трусом Путина, нет. Человек он подготовленный жизнью для трудных решений", - ответил он.
Он напомнил, как в разговоре с бывшим премьер-министром Франции Раймоном Барром у европейского политика возник вопрос, сможет ли Путин справиться с доставшейся ему в наследство ситуацией без авторитарных методов. Горбачев на это ответил, что в отдельных случаях у российского президента не будет иного выбора. "А не получится так, что Путину понравится, и он увлечется этим авторитаризмом?" Я говорю: "Я не думаю". Я это и Путину сказал. И публично сказал", - напомнил Горбачев.
В то же время экс-президент опроверг мнение о том, что ему приходится на Западе выступать адвокатом Путина. "Нет, если я что-то и говорил, я о Путине всегда говорю, я не обхожу проблем. Там, где я считаю его шаги правильными, я поддерживаю их, но точно так же я говорю открыто, что я вижу какие-то недостатки, если есть", - заверил он.