Лидер оппозиционного Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Ангела Меркель станет главным соперником канцлера Герхарда Шредера в случае проведения в сентябре досрочных выборов в бундестаг (парламент).
Такое решение принято на совместном заседании руководящих органов ХДС и Христианско-социального союза. Меркель возглавит предвыборную кампанию блока ХДС/ХСС. Совместная предвыборная программа блока будет обнародована к середине июля.
Ангела Меркель стала первой женщиной в истории Германии, которая претендует на пост канцлера. О предстоящем выдвижении ее кандидатуры было известно еще пару недель назад. Теперь все оформлено официально, сообщает РИА "Новости".
Меркель - 50 лет. По образованию она физик. В политику пришла в возрасте 35 лет во время демократических преобразований в ГДР. Она была заместителем официального представителя последнего правительства Восточной Германии. После объединения Германии она стала министром по делам женщин и молодежи в правительстве Гельмута Коля. С 1998 она - генеральный секретарь ХДС, а с 2000 - председатель партии.
Между тем статья 68 Конституции ФРГ допускает роспуск парламента и назначение досрочных выборов только в случае вынесения бундестагом вотума недоверия кабинету. На эту процедуру законом отводится 21 день. Новые выборы должны быть назначены не позднее, чем через 60 дней после роспуска парламента. Вопрос о доверии правительству Шредер намерен поставить в бундестаге 1 июля. В этом случае досрочные выборы в могут быть назначены на 11 или 18 сентября. Окончательное решение о проведении выборов принимает президент ФРГ Хорст Келер (ХДС).
С инициативой проведения досрочных выборов осенью текущего года Шредер выступил после поражения СДПГ на состоявшихся 22 мая выборах в ландтаг (земельный парламент) федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Первоначально выборы в германский парламент планировались на осень 2006 года, сообщает ИТАР-ТАСС.
В Кремле царит озабоченность, а среди противников Путина – надежда: с приходом канцлера Меркель отношения между Берлином и Москвой изменятся. "Я не надеюсь на чудо, но, если Ангела Меркель станет канцлером, несказанному подхалимажу, который существует сегодня, вероятно, придет конец", – говорит Сергей Ковалев, самый известный российский правозащитник. Об этом пишет Focus (перевод на сайте Inopressa.ru).
Тот, кто, как и лидер ХДС, испытал советскую систему на собственной шкуре, по-другому смотрит на авторитарное развитие сегодняшней России, полагает бывший соратник Сахарова. Как опытная гражданка ГДР, Меркель понимает многое из происходящего в России, что невозможно объяснить федеральному канцлеру Герхарду Шредеру, на интуитивном уровне.
"Меркель хорошо говорит по-русски, еще школьницей она завоевала первое место на олимпиаде по русскому языку и получила за это приз – поездку в Горки", – подчеркивает Дмитрий Тренин, заместитель директора московского Центра Карнеги. В отличие от Шредера и большинства других западных политиков, у Меркель с Россией есть эмоциональная связь. Так что это, скорее, неслучайное совпадение, что лидер ХДС называет самой большой своей мечтой поездку из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали.
Шредер, который, еще будучи оппозиционным политиком, критиковал банную дружбу бывшего канцлера Гельмута Коля с Борисом Ельциным, на самом деле повторяет то же самое с Путиным, считает Тренин: "С Меркель есть шанс вместо этих поверхностных отношений наладить настоящий диалог. Мнение Берлина Кремлю традиционно небезразлично, и вдумчивые компетентные слова вместо похлопывания по плечу были бы для Путина освежением и обогащением" отношений, полагает политолог.
Московская газета "Известия", обычно придерживающаяся кремлевского курса, напротив, в победе Меркель на выборах, которую она считает достаточно вероятной, видит для России опасность, пишет Focus. "Все идет к тому, что осенью "режим наибольшего благоприятствования" в российско-германских отношениях закончится. Новый канцлер уже вряд ли будет общаться с Путиным столь же тесно, как и Шредер", – пишет газета. Он самый надежный союзник главы Кремля на Западе и основной защитник интересов России в Европейском союзе, продолжает издание.
Фактически после прошлогоднего вступления в ЕС восточноевропейских стран Европейский союз оказался расколотым в том, что касается его российской политики. В отличие от глав государств "старой Европы", их коллеги от Праги до Таллина, обжегшись на молоке, дуют на воду. Особенно очевидным это стало 9 мая в связи с критикой празднования победы во Второй мировой войне в Москве: старый Евросоюз радостно отмечал эту дату, а его новые члены высказывались более чем критически, так как за освобождением от фашизма они видят начало советской оккупации, пишет журнал.
С появлением в Германии "постсоветского" главы правительства в ЕС могут сдвинуться основные акценты. Если, к примеру, Шредер на войне с Ираком создал между Парижем, Берлином и Москвой европейскую ось, то нечто подробное при Меркель трудно себе представить: как и новые члены ЕС, бывшая гражданка ГДР твердо стоит на стороне США.
До сих пор Меркель, которая уже однажды была в гостях у Путина в Кремле, хотя и ведет себя с Москвой любезно, но говорит открыто. "Хорошая дружба не должна исключать критику, как было тогда, когда федеральный канцлер назвал президента Путина "истинным демократом", – сказала глава ХДС в одном интервью. – Российский президент знает, что такое демократия. Но мне кажется, что его действия в некоторых ситуациях нельзя назвать безукоризненно демократическими. Достаточно посмотреть лишь на чеченскую политику или отношение к свободе печати. Здесь возникает много вопросов".
Как главе оппозиции, а не как вероятному канцлеру, Меркель выступать с критикой легче, говорит правозащитник Ковалев: "Я не жду значительных изменений. Но уже маленькие были бы чрезвычайно важны". Ковалев упрекает сегодняшнее федеральное правительство Германии в "возмутительной" политике в отношении России. "Я знаю министра иностранных дел Йошку Фишера, он понимает, что происходит в России, однако молчит. Это хуже, чем глупость, это лицемерие", – возмущается Ковалев. Канцлер Шредер обманул немцев, назвав Путина "истинным демократом". "Я был бы рад, если бы избиратели в день выборов дали ему это понять", - заключает издание.