Эксперты попросили россиян назвать примерную стоимость человеческой жизни. Таким образом авторы опроса пытаются высчитать справедливый размер компенсации за гибель человека в результате какого-либо чрезвычайного происшествия
Moscow-Live.ru
Эксперты попросили россиян назвать примерную стоимость человеческой жизни. Таким образом авторы опроса пытаются высчитать справедливый размер компенсации за гибель человека в результате какого-либо чрезвычайного происшествия
 
 
 
Эксперты попросили россиян назвать примерную стоимость человеческой жизни. Таким образом авторы опроса пытаются высчитать справедливый размер компенсации за гибель человека в результате какого-либо чрезвычайного происшествия
Moscow-Live.ru

Эксперты попросили россиян назвать примерную стоимость человеческой жизни. Таким образом авторы опроса пытаются высчитать справедливый размер компенсации за гибель человека в результате какого-либо чрезвычайного происшествия, а также сумму выплат при полной потере трудоспособности. Как отмечают эксперты, эта информация может помочь при соответствующих судебных исках.

Стоимость человеческой жизни в РФ в 2015 году россияне оценили в 4,5 миллиона рублей, сообщает "Российская газета". Эта цифра заметно выше по сравнению с 2014 годом - тогда опрошенные в среднем оценивали свою жизнь в 3,8 миллиона рублей.

Опрос проводился в 36 крупных и средних городах России. В нем приняли участие 7,8 тысячи респондентов. Самые высокие оценки стоимости человеческой жизни (7,5 миллиона рублей) отмечены в Екатеринбурге, Москве и Барнауле (5 миллионов рублей). Скромнее всего человеческую жизнь оценили в Саратове (1,9 миллиона рублей), Махачкале и Ульяновске.

Самые высокие требования по компенсации предъявляют мужчины, люди среднего возраста от 40 до 50 лет с неоконченным высшим образованием, способные приобрести квартиру или новый дом.

Организовали опрос департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ и эксперты крупной страховой компании.

Потерю трудоспособности россияне оценили ниже, чем смерть

Авторы исследования также вычислили справедливый уровень денежных компенсаций при полной потере трудоспособности из-за аварий или травм при выполнении служебных обязанностей. Россияне оценили инвалидность ниже стоимости жизни. Человек, потерявший трудоспособность из-за несчастного случая на производстве, по их мнению, должен получить компенсацию от 1,1 до 3,2 миллиона рублей.

Самые высокие требования к размеру компенсаций из-за инвалидности предъявляют в Екатеринбурге (5,3 миллиона), Ростове-на-Дону и в Красноярске, самые низкие - в Пензе (1,3 миллиона), Махачкале и Воронеже.

Зачем измерять цену жизни и способности трудиться

Опрос о цене человеческой жизни и размере выплат за инвалидность имеет конкретное практическое значение. Исследование необходимо для определения справедливого размера компенсационных выплат при авариях и катастрофах на дорогах и в небе, при террористических актах, травмах и гибели людей на производстве, в армии. Также этот показатель используется при определении размера страховых сумм при страховании жизни и здоровья.

Определяемая социологами величина нужна и при судебных исках в случае, если установлены виновные в гибели пассажиров, работников или случайных людей - человек или предприятие.

Размер возмещения, выплаченного пострадавшим и их семьям, должен восприниматься россиянами как справедливый и достаточный. Как утверждают авторы исследования, "малый размер компенсации рано или поздно приводит к возникновению зоны социальной напряженности и недовольства". В то же время "слишком высокие, по мнению населения, выплаты также не способствуют гармонизации общественных отношений".

Эксперты считают названную россиянами цену за жизнь заниженной

По мнению научного руководителя Московского института экономики, политики и права Николая Волгина, сумма, в которую россияне оценивают свою жизнь и инвалидность, позволяет оценить уровень общественного самосознания.

Эксперт считает, что средняя сумма в 4,5 миллиона рублей - сильно заниженная. "То, что врач, учитель, инженер, строитель создают за свою жизнь с учетом "конвертации в добавочную стоимость" - спасение других жизней, подготовку кадров, запуск новых производств, - это огромный и весомый взнос в бюджет, вклад в подготовку следующих поколений. А если просчитать еще вклад каждого кормильца и его дохода в семью, в общественные институты, то получаются несопоставимые цифры, пояснил Волгин.

Исследователи называют несколько причин заниженной оценки. Прежде всего, экономическая страховая культура в России возникла недавно. Кроме того, в обществе слабо сформировано уважение к правам человека и защищенности личности. Наконец, для большей части населения сумма в 3 миллиона рублей кажется слишком высокой, что свидетельствует о неравенстве экономической культуры, пренебрежении к собственному здоровью, причем на уровне внутреннего самоощущения и заниженной самооценки.

В России не принято высчитывать стоимость жизни

Как отмечают авторы опроса, до сих пор в России не принято делать оценки стоимости человеческой жизни. К примеру, в США этим занимаются несколько организаций, которые вывели дифференцированные размеры компенсаций для разных категорий граждан. Кроме того, за границей часто практикуется безлимитное возмещение компенсаций пострадавшим: сколько присудит суд - столько и выплатят виновные.

Сумма возмещения в 2 миллиона рублей за гибель пассажиров была прописана в Воздушном кодексе в 2007 году. С тех пор показатель не пересматривался и не индексировался на сумму инфляции. "Хотя в масштабах экономики даже удвоения страховых выплат рынок не заметит. На авиационных и железнодорожных тарифах индексация отразится слабо, но цена безопасности будет постепенно расти до международного уровня", - считает директор Департамента социологии Алексей Зубец.

Как отмечают эксперты, в России очень часто для того, чтобы получить адекватную компенсацию за гибель человека, родственникам приходится обращаться в суд. В том числе по этой причине нужно установить единый стандарт для всех случаев гибели или травм на транспорте, на производстве.

Еще одна полезная мера - повышение размера страховки на дорогах. Это стимулировало бы и владельцев автотранспорта. "Не проходит и недели без крупных аварий на дорогах, в которых гибнут люди. И если обязать автоперевозчиков платить крупные суммы за их гибель, то они будут больше заботиться о качестве собственного транспорта", - пояснил Зубец.