Российские правозащитники возмущены государственной политикой в отношении экстремизма: ее двойственность ярко демонстрируют два довольно громких дела этого года. Первое - в отношении тюменских анархистов, написавших весной на стенах местных военкоматов пацифистские лозунги. Второе - о жестоком избиении националистами подростка Тагира Керимова в Петербурге в феврале.
В обоих случаях в качестве главных экспертов были призваны лингвисты, и их абсолютно нелогичные решения вызвали у правозащитников недоумение и осуждение, сообщили NEWSru.ru в Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА".
Напомним, что среди лозунгов, размещенных на стенах тюменских военкоматов, в частности, были "Не служи", "Долой армейское рабство", "Я люблю людей" и "Миру мир". А молодые люди, избившие до состояния комы девятиклассника в Петербурге, выкрикивали лозунги "Россия для русских", "Убивай хача, мочи хача", "Бей черных, бей хачей".
Назначенные в обоих случаях лингвистические экспертизы дали такие результаты: по безобидному тюменскому делу эксперты сочли надписи оскорбительными для работников военкомата и лиц, занимающих высокие военные должности. Лингвисты решили, что военные относятся к отдельной социальной группе, и потому в надписях "номинально присутствует разжигание политической и идеологической ненависти или вражды".
(Прим. NEWSru.ru: ранее по делу блоггера из Сыктывкара Саввы Терентьева социальной группой суд признал сотрудников милиции. В результате за нелестные отзывы о правоохранителях Терентьев был приговорен к году лишения свободы условно за разжигание социальной розни. Также во время расследования дела другого блоггера из Кемерово Дмитрия Соловьева социальной группой, с легкой руки следствия, стали считаться сотрудники Федеральной службы безопасности.)
Во втором же случае, который едва не привел к гибели человека, эксперт Центра судебных экспертиз Северо-Западного округа заключила, что лозунги в контексте дела не являются националистическими, а призывы "убивать хачей" могут употребляться "иронически, не всерьез". Это решение вызвало такую бурю негодования у юристов и правозащитников, занимающихся делом Керимова, а также в СМИ, что Следственный комитет при прокуратуре назначил новую экспертизу.
Председатель Ассоциации "АГОРА", кандидат юридических наук, доцент Павел Чиков обращает внимание на пагубную тенденцию: "Имеют значение не фразы, не содержание текстов, лозунги и призывы, имеют значение, против кого они направлены. Абсолютно мирный пацифистский призыв может в глазах следователей и работающих по их заказу лингвистов внезапно возбудить вражду или стать явно экстремистским, если он направлен в отношении представителей власти. А откровенно нацистские лозунги, призывающие убивать людей по национальному признаку, могут восприниматься всего лишь иронией".
Тюменских анархистов "реабилитировали", не найдя доказательств
Что касается тюменских анархистов, то теперь, когда военных признали социальной группой, авторы пацифистских надписей подпадают под известную и весьма популярную у следователей статью 282 УК РФ об экстремизме, максимальное наказание по которой - пять лет тюрьмы. Однако фигурантам дела - кандидату филологических наук и преподавателю Тюменского государственного университета Андрею Кутузову и его знакомым Рустаму Фахретдинову и Павлу Слободчикову - на этот раз срок не грозит: уголовное преследование прекращено за недостатком доказательств.
Кутузов получил постановление о прекращении уголовного дела и извещение о праве на реабилитацию от следователя Следственного управления при ГУВД Тюменской области Людмилы Щегловой. Она пишет о наличии пяти свидетелей, которые обнаружили тексты на стенах и "показали, что данный факт для них является оскорбительным". Однако Щеглова заключила, что уголовное преследование анархистов все-таки стоит прекратить, так как "отсутствует наличие достаточных доказательств, дающих основание для предъявления Кутузову, Фахретдинову и Слободчикову обвинения, в связи с невозможностью конкретизировать действия каждого".
Как напоминает "АГОРА", Кутузов, Фахретдинов и Слободчиков ранее задерживались по подозрению в вандализме. У них дома прошли обыски, были изъяты личные вещи, включая компьютер и ноутбук. Позже милиционеры признали свою ошибку - сняли с анархистов сначала подписку о невыезде, а затем и подозрения, вернули все изъятое, но дело расследовать не прекратили: ждали результатов заказанных исследований.
Правозащитники подчеркивают, что, если бы доказательств хватило, пацифистские надписи на стенах военкоматов обернулись бы для гражданских активистов уголовным делом о возбуждении ненависти и вражды, в то время как еще не факт, что будет отражен явный экстремистский мотив нападения на школьника Тагира Керимова.
"Дела по 282-й статье распространяются в геометрической прогрессии, как метастазы ракового больного, - сказал глава Ассоциации в интервью "Газете.ru". - Скоро нельзя будет сделать публично ни одного обобщения. Если я скажу: "Я считаю, что милиционеры взяточники", - то раньше меня защищал принцип свободы мнения, а теперь против меня статья 282".