Роскосмос не видит системного кризиса в отечественной космической отрасли, несмотря на неудачные запуски спутника "Экспресс-АМ 4" и грузовика "Прогресс М-12М"
НТВ
Роскосмос не видит системного кризиса в отечественной космической отрасли, несмотря на неудачные запуски спутника "Экспресс-АМ 4" и грузовика "Прогресс М-12М" В свою очередь отечественные разработчики космической техники уверяют, что Россия не потеряет рынок коммерческих запусков в связи с последними неудачами
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Роскосмос не видит системного кризиса в отечественной космической отрасли, несмотря на неудачные запуски спутника "Экспресс-АМ 4" и грузовика "Прогресс М-12М"
НТВ
 
 
 
В свою очередь отечественные разработчики космической техники уверяют, что Россия не потеряет рынок коммерческих запусков в связи с последними неудачами
Первый канал
 
 
 
Главным преимуществом России сегодня является низкая стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки с помощью российских ракет-носителей
НТВ

Роскосмос не видит системного кризиса в отечественной космической отрасли, несмотря на неудачные запуски спутника "Экспресс-АМ4" и грузовика "Прогресс М-12М". В свою очередь отечественные разработчики космической техники уверяют, что Россия не потеряет рынок коммерческих запусков в связи с последними неудачами и СМИ напрасно беспокоятся по этому поводу. Одновременно в руководстве Роскосмоса заявляют, что виновные в аварийных пусках будут уволены.

Аварийная комиссия уже установила причину падения ракеты-носителя "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс", заявил заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов на пресс-конференции в РИА "Новости". По его словам, "причина может быть производственного плана, на сегодняшний день она ясна". "Серьезного системного кризиса в отрасли мы не видим", - добавил Давыдов.

Комиссия по расследованию причин аварийного запуска "Прогресса", обломки которого до сих пор ищут на Алтае, закончит свою работу в ближайшую неделю или две, а также решит судьбу уже произведенных двигателей РД-0110, заявил замглавы Роскосмоса. Он уведомил, что у двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У" был выявлен производственный дефект. "Неприятность была связана с тем, что нештатно работал газогенератор. Комиссия уже выезжала на предприятие - разработчик двигателя", - сказал Давыдов.

По его словам, комиссия строит свою работу по принципу быстрого сведения возможных причин к минимуму. "Было три версии, стало восемь, дошли до десяти. Нам нужно их быстро убрать", - подчеркнул Давыдов. Он также сообщил, что комиссия будет серьезно рассматривать вопрос, что делать сейчас с аналогичными уже произведенными двигателями, чтобы авария не повторилась, передает "Интерфакс".

Россия не потеряет рынок коммерческих запусков: дешевле никто не предложит

В свою очередь отечественные разработчики космической техники уверяют, что Россия не потеряет рынок коммерческих запусков в связи с последними неудачными пусками спутника "Экспресс-АМ4" и грузовика "Прогресс". "Никакого оттока с нашего рынка не должно быть. Если мы четко скажем, что ошибки нашли и провели мероприятия по их устранению", - заявил первый заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Николай Паничкин в среду в рамках видеомоста Москва - Астана.

Он отметил, что главным преимуществом России сегодня является низкая стоимость выведения на орбиту полезной нагрузки с помощью российских ракет-носителей. "Наши ракеты-носители, в том числе "Протон", который широко используется для коммерческих запусков, одни из самых дешевых", - заявил Паничкин.

По его словам, выведение одного килограмма груза на геостационарную орбиту с помощью российских ракет-носителей составляет 10-12 тысяч долларов США, тогда как с помощью зарубежных аппаратов она равна примерно 20 тысячам долларов. "При этой разнице мы будем востребованы", - уверен замгендиректора ЦНИИМАШ.

При этом он признал, что все жестче ощущается конкуренция со стороны Китая. "Нас подпирают китайские средства выведения", - сказал Паничкин. Впрочем, и у Китая пока не все идет гладко. В середине августа, практически одновременно с Россией, он произвел неудачный запуск собственного научно-исследовательского спутника, который так и не вышел на расчетную орбиту

Паничкин вновь подчеркнул, что российские ракеты-носители - по-прежнему самые надежные в мире. "У нас аварийность порядка 4%, у американских - 6,5%, у всех остальных еще выше, не говоря уже о японских и индийских", - указал он. Паничкин сообщил, что в 2010 году был произведен 31 пуск в России. Всего в мире было 38 космических пусков. "У нас один неудачный, среди 38 - три неудачных. Мы обеспечили более 40% всех запусков в мире в прошлом году", - сказал он.

Виновных в аварийных пусках уволят

Одновременно в руководстве Роскосмоса заявляют, что виновные в аварийных пусках спутника "Экспресс-АМ4" и грузовика "Прогресс" будут уволены. "Проблемы очень серьезные. И те случаи, которые произошли, для нас являются серьезным ударом, - заявил замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов. - Это серьезный повод для разборок, которые закончатся для виновных лиц однозначно кадровыми решениями. Те, кто не выполнил своих функциональных обязанностей, - эти люди у нас работать не будут". При этом он отметил, что "на сегодняшний день разборки еще не закончены, они еще предстоят".

Ранее СМИ сообщали со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли, что расследование последних неудачных пусков, скорее всего, приведет к новым серьезным кадровым чисткам в Российском космическом агентстве, совсем еще недавно сменившем руководителя.

Давыдов также сообщил в среду, что для предотвращения аварий в будущем Роскосмос принял решение о том, что очередные космические пуски будут осуществляться под контролем специальных рабочих групп. "Кроме того, мы решили, что работы, связанные с запуском ракет-носителей, должны быть сконцентрированы в одном предприятии - Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Теперь за каждый запуск полностью будет отвечать это предприятие", - заявил представитель Роскосмоса.

Накануне ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) окончательно признала потерянным космический аппарат "Экспресс-АМ4", который 18 августа был выведен на нерасчетную орбиту в результате неудачного пуска. В ОСАО "Ингосстрах" направлено заявление о возмещении убытков. Размер страхового возмещения составляет более 7,5 млрд рублей.

Как сообщалось ранее, что ущерб от потери данного аппарата, изготовленного европейской компанией на средства российского бюджета, может превысить 10 млрд рублей. СМИ сообщали со ссылкой на экспертов, что ущерб, включая расходы на запуск, оценивается примерно в 20 млрд рублей.

Ранее во вторник пресс-служба Роскосмоса сообщала, что неудачный запуск космического аппарата "Экспресс-АМ4" вызван ошибкой в программировании работы системы управления разгонного блока "Бриз-М". Комиссия пришла к выводу, что был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы разгонного блока.

В конечном счете это привело к неправильной ориентации РБ "Бриз-М" и как следствие к выведению космического аппарата на нерасчетную орбиту, уточнялось в пресс-релизе. По данным ведомства, остальные системы РБ отработали без замечаний. В связи с этим уже снят запрет с подготовки ракеты-носителя "Протон-М" с разгонного блока "Бриз-М" и подготовлены необходимые рекомендации для реализации очередных пусков.