К аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, привела нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя
Телестудия Роскосмоса / YouTube
К аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, привела нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя Сергей Крикалев
 
 
 
К аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, привела нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя
Телестудия Роскосмоса / YouTube
 
 
 

К аварии ракеты "Союз-ФГ", произошедшей 11 октября, привела нештатная работа датчика, сигнализирующего о разделении первой и второй ступеней носителя. Об этом, как передает ТАСС, сообщил в среду исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Он пояснил, что "пару дней назад" закончила работу аварийная комиссия, расследующая причины аварии. До сих пор ее выводы по ЧП не оглашались.

"Одна из "боковушек" при разделении не отвелась на нужное расстояние и ударила по баку горючего второй ступени, что привело к разрыву бака и разрушению первой ступени. Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней", - сказал Крикалев на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Он отметил, что в настоящее время проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты.

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" потерпела аварию 11 октября вскоре после старта с космодрома Байконур. На борту корабля, направлявшегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж "Союза" не пострадал - Овчинин и Хейг в спускаемой капсуле экстренно приземлились в казахстанской степи.

Ранее сообщалось, что комиссия Роскосмоса и следственные органы определили возможных виновных в повреждении одного из датчиков ракеты-носителя "Союз-ФГ", что могло привести к аварии. Фамилии сборщиков были указаны в "бортовых журналах", изъятых следствием. Впрочем, конкретных виновных не называли.

До этого "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к Министерству обороны, писал, что, по мнению большинства задействованных в расследовании аварии, проблемой стала не конструкторская ошибка и не заводской брак, а ошибки, которые были допущены при сборке ракеты на космодроме Байконур.

Первый запуск ракеты "Союз-ФГ" после аварии запланирован на 16 ноября с космодрома Байконур. Старт грузового корабля "Прогресс МС-10" к Международной космической станции намечен на 21:14 по московскому времени.

Крикалев в среду подтвердил дату запуска. "До старта следующего экипажа [МКС] должно пройти три беспилотных запуска. Один беспилотный запуск уже прошел с космодрома Плесецк [25 октября на орбиту был выведен космический аппарат для Минобороны РФ]. Один запуск будет с космодрома Куру, а следующий запуск - грузового корабля "Прогресс", который должен был стартовать 30 октября, но из-за дополнительных исследований, которые потребовалось провести с ракет-носителем, и регламентных работ запуск перенесли на 16 ноября", - сказал исполнительный директор Роскосмоса.

Правда, при подготовке запуска возникли некоторые проблемы: как выяснилось, страховые компании не подали ни одной заявки на участие в открытом запросе предложений Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) на право заключения договора страхования рисков при пуске "Прогресса".

В то же время в Роскосмосе заявили, что запуск не останется без страховщика, и все вопросы страхования будут сняты. В компании призвали воздержаться от спекуляций вокруг этой темы.

Пока из-за аварии не удалось найти и страховщика запуска "Союза" со спутником ГЛОНАСС. Однако вице-президент "Ингосстраха" Александр Подчуфаров сообщил Business FM в среду, что "Ингосстрах" и "Согаз" все же готовы застраховать этот пуск. "У нас были переговоры с Роскосмосом. Мы максимально стараемся пойти им навстречу, нашли вместе с "Согазом" определенную емкость, и, я думаю, мы все-таки поможем им со страхованием запуска ГЛОНАСС. То есть мы уже как бы приняли такое решение, хоть нам и нелегко", - сказал Подчуфаров, добавив, что, скорее всего, две страховые компании разделят риски на двоих.

Следующий экипаж отправится на МКС в первых числах декабря, сообщал Сергей Крикалев. До аварии ракеты "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10" запуск пилотируемого корабля планировался на 20 декабря.

В среду Крикалев уточнил, что запуск новой экспедиции на МКС готовится 3 декабря. Возвращение на Землю экипажа, работающего сейчас на станции, может произойти примерно через две недели после этого.

"Планировалось, что посадка этого экипажа [на МКС] будет осуществлена в середине декабря, а потом старт следующего экипажа. Для того, чтобы станция не переходила в беспилотный режим, промышленность сейчас делает значительные усилия, чтобы сдвинуть запуск на 3 декабря, и посадка ожидается где-то в районе 20 декабря", - сказал Крикалев.

В настоящее время на МКС работают космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев, астронавты NASA и Европейского космического агентства Серена Ауньон и Александер Герст. Следующий экипаж - Олег Кононенко (Роскосмос), Энн Макклейн (NASA), Давид Сен-Жак (Канадское космическое агентство) - должен был отправиться на МКС в конце декабря, однако из-за аварии "Союза" 11 октября запуск новой экспедиции сдвинулся.