Байкал – самое глубокое озеро в мире, своего рода океан, зажатый между берегами, над которым дуют ледяные ветры, а на дне бушуют бурные течения. Именно этот регион избрал местом действия своего романа "Феникс Байкала" Фолько Квиличи. Ему, как всегда, удалось совместить литературу и историю. На сей раз, помимо подводных пловцов-археологов Марко Арнеи и Сары Мораски, персонажей, известных по другим произведениям Квиличи, есть и другие главные действующие лица, пишет Corriere della Sera.
Основой этого произведения, вернее завязкой, стала история с итальянским самолетом SM 75 GA, который в 1942 году перелетел из Италии в Токио.
Позднее появились версии, что именно этот самолет должен был сыграть решающую роль в спасении Муссолини: но этого побега не было. В 1945 году на борт аналогичного самолета, подготовленного специально для эвакуации дуче, был погружен загадочный контейнер, в котором находились секретные карты, предназначавшиеся для японского императора. Самолет улетел, но без Муссолини на борту.
Что же было такого в этих картах, хранившихся секретариатом японского посольства в Италии? Тайные записки Муссолини? Правда об отношениях с Гитлером? Письма? Планы по производству оружия? Квиличи и его книга не раскрывают этой тайны. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Но вокруг поиска этих документов в наши дни разворачивается сюжет, переписывается вчерашняя история, и при этом особое внимание уделяется современной ситуации в мире. Отношения между государствами, оставшимися великими державами, и государствами, переставшими быть таковыми, новая геополитическая реальность, интриги, личные взаимоотношения.
Эта увлекательная книга дает повод поразмышлять. Почему история всегда так непроста, а технологии, помогающие приоткрыть завесу над прошлым, могут обнажить такие тайны, что исследователь примет решение не докапываться до истины. Но Квиличи, помимо необычных способностей ученого и распространителя знаний, помимо своей способности четко излагать мысль, обладает смелой душой, он любит делать открытия, пусть даже рискованные.
Что-то от этих свойств он передал своим персонажам – археологам-подводникам, которые опускаются в бездну Байкала, сознательно идя на риск. Автор испытывает страсть к тому, что этот подводный мир – пусть на этот раз речь не идет о море, а об озере – скрывает, хранит и может вернуть.
И вот, попытка поднять с глубин итальянский самолет объединяется с попыткой поднять на поверхность и поезд, поглощенный Байкалом в начале ХХ века, во время русско-японской войны. Две операции будут иметь различный исход: от водоворота сцен, погружений и всплытий, захватывает дух, и не всякий эпизод заканчивается вздохом облегчения.