Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что принятая в России практика содержания подсудимых в металлических клетках во время судебных слушаний унизительна и нарушает их гражданские права, и постановил выплатить 18 тысяч евро в пользу трех заявителей, оспоривших ее независимо друг от друга. Вердикт вынесен во вторник, 31 января, а в среду, 1 февраля, опубликован на сайте суда.
Решение вынесено по делу "Воронцов и другие против России". Иски были поданы тремя гражданами РФ - Русланом Воронцовым, Александром Сусариным и Евгением Беляевым. Дела в отношении истцов, не связанных друг с другом, рассматривались российскими судами в период с 2011 по 2014 год. Слушания дела Воронцова проходили в Красноярске, дела Сусарина - в Чебоксарах, а дела Беляева - в Вологде и Череповце.
Две жалобы были направлены в Страсбургский суд в октябре и декабре 2014 года, третья - в январе 2015 года. Все трое заявителей жаловались на нарушение их прав, гарантированных статьей 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека. ЕСПЧ объединил все три жалобы в одно производство и встал на сторону пострадавших, сообщает РАПСИ.
ЕСПЧ посчитал, что российские власти нарушили статью 3 о запрещении пыток, и постановил выплатить потерпевшим компенсацию за моральный ущерб в размере от 3000 до 7500 евро, а также возместить судебные издержки.
В итоге три тысячи евро по решению ЕСПЧ присуждены Воронцову, по 7,5 тысячи евро - другим двум заявителям, Беляеву и Сусарину. Кроме того, суд постановил оплатить за счет государства расходы Сусарина на адвокатские услуги в размере одной тысячи евро.
ЕСПЧ уже рассматривал в 2012 году аналогичное дело
В июле 2014 года Страсбургский суд признал нарушение прав Александра Свинаренко и Валентина Сляднева, которые жаловались на то, что их помещали в специальную металлическую клетку на время рассмотрения возбужденных в их отношении уголовных дел.
Как отмечала Русская служба BBC, дело против Сляднева и Свинаренко рассматривалось с переменным успехом в различных судебных инстанциях на протяжении шести лет.
"Во время судебных заседаний заключенные под стражу заявители помещались в металлическую клетку размером примерно 1,5 на 2,5 метра. Вооруженный конвой находился рядом с клеткой", - сообщили в Страсбурге.
Свинаренко и Сляднев пожаловались на такое обращение, ссылаясь на статью о запрете пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Они также жаловались на несоблюдение права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок.
В пресс-релизе, опубликованном по итогам рассмотрения дела "Свинаренко и Сляднев против России", говорилось: "Суд постановил, что содержание заявителей в металлической клетке во время судебного разбирательства по их делу являлось унижающим их достоинство обращением, которое не могло быть оправдано никакими соображениями. Такое обращение само по себе унижает человеческое достоинство в нарушение статьи 3".
Российские власти тогда утверждали среди прочего, что содержание заявителей в клетке в зале суда - обычная мера безопасности, в случае со Свинаренко и Слядневым объясняющаяся еще и предыдущими судимостями мужчин, а также тем, что они обвинялись в преступлениях, связанных с насилием. Кроме того, обвиняемые якобы могли оказать давление на свидетелей и жертв преступления.
Российские власти настаивали на пересмотре этого решения в Большой палате, которая в июле 2014 года его подтвердила.
Члены Большой палаты ЕСПЧ решили, что даже в случае необходимости обеспечения безопасности процесса такое обращение с подсудимыми не может быть оправдано, присудили Свинаренко и Слядневу компенсацию в размере 10 тысяч евро за причиненный моральный ущерб и обязали государство возместить им судебные издержки.
Подобное обращение с подсудимыми является стандартной практикой в России: если для обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на всех заседаниях суда человек будет находиться за решеткой. Как отмечают в Страсбурге, действующий порядок регулируется "неопубликованным министерским приказом".
В мае 2011 года Страсбургский суд пришел к выводу, что статья 3 Европейской конвенции была нарушена при содержании в зале суда во время слушаний экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Преступления, в которых он обвинялся, не были связаны с насилием, у него не было предыдущих судимостей и склонности к агрессии, но "несмотря на это, во время рассмотрения дела в суде, носившего открытый характер и доступного для широкой публики, заявителя держали в клетке". Суд решил, что это было "унизительным и вызывало у него чувство неполноценности".